Работа с детьми и подростками, перенесшими психологическую травму

Сегодняшняя тема для меня самой очень интересна, я ей занимаюсь уже 35 лет в клинике при университете психиатрии детей и молодежи. И в начале я хотела бы показать слайд, на мой взгляд – это отличное введение в тему. Это фотография девочки, которая смотрит в разбитое зеркало, в него брошен камень. Т.е. неожиданно что-то произошло, что-то, что имеет много-много последствий. Если рассматривать зеркало как метафору души, то можно сказать, что это взгляд в раненую душу. Душевная травма в детском возрасте означает жизненный опыт, который предъявляет слишком высокие требования. И прежде всего это означает, что ребенок беспомощен и оказывается во власти этой ситуации. Еще хотела бы дать определение травмы по классификации ВОЗ.

Травма представляет собой события или явления краткие или продолжительные, которые представляют собой угрозу катастрофического размаха, которая практически у каждого человека могла бы вызвать глубокое отчаяние.

Травмы подразделяются на:

· Травмы нанесенные человеческим фактором (телесное и сексуальное насилие, насилие криминального характера и в семье, изнасилование, переживания связанные с военными действиями, в мирное время например ситуации связанные с взятием в заложники, пытки и политическое заключение).

· Катастрофы (природные, технические, на месте работы полицейскими, военными…).

· Травмы, полученные в результате несчастного случая, например в ДТП.

Психическая травма означает, что существует очень значительное различие между угрожающими факторами и индивидуальными возможностями справиться с данным воздействием. Т.е. человек попадает в такую ситуацию, с которой еще никогда раньше не встречался, это приводит к чувству беспомощности, беззащитности и к тому, что человек оказывается во власти данной ситуации, в результате содрогаются также представления о себе и об окружающем мире. Конечно травмирующих ситуаций бывает великое множество, поэтому мы не можем говорить о едином травматическом синдроме. Однако были предприняты попытки к его описанию и классификации, и поэтому можно сказать, что постравматическая нагрузка может проявляться в различных формах:

1) Острое расстройство, т.е. те реакции, которые проявляются непосредственно после самого травмирующего события.

2) Постравматическое расстройство, это означает, что:

· Симптоматика наблюдается более 6 недель.

· Нарушения в социальной адаптации.

· Диссоциативные расстройства, т.е. происходит расщепление эмоциональных реакций и воспоминаний, и люди рассказывают о перенесенных травмах так, как будто они случились с кем-то другим.

· Психотические расстройства.

· В конечном итоге это может привести к глубокой депрессии.

Рассмотрим подробнее первый пункт Острые реакции. Они часто проявляются в состоянии оглушенности, в поведении похожем на отдаление от окружающих, кажется, что люди, как будто застыли. Другие же наоборот показывают гиперактивность и вегетативные признаки панического страха, такие как сердцебиение, пот и дрожь. Кроме того, здесь могут быть массивные проявления агрессии, отчаяния.

Постравмаические растройства являются патологической реакцией в отличие от острой реакции, которая абсолютно нормальна после травматического события. Одним из критериев постравматических расстройств является то, что события, связанные с этой травмой переживаются все снова и снова из-за навязчивых воспоминаний. Т.е. вдруг к человеку приходит воспоминания звуков, криков, навязчиво преследуют образы, шумы. Кроме того, воспоминания очень подробные, часто бывают повторяющиеся сны, вызывающие страх. При этом люди обобщают травматические ситуации, и обычные повседневные мелочи тоже воспринимаются источником опасности. Это похоже на то, что бывает с человеком при тяжелой депрессии, когда невозможно справиться с повседневными вещами. Кроме тог, нарушается память и способность к восприятию, соответственно успехи в обучении часто снижаются, что особенно заметно в школе. И вообще речь идет о повышенной психической чувствительности и возбудимости. Все очень быстро начинает переживаться как угроза. Очень часто речь идет о поведении избегании. Например, ребенок, попавший в аварию, потом отказывается сесть в машину, или люди не могут больше проехать мимо того места, где была авария, и из-за этого едут длинным объездным путем.

5 основных критериев постравматического расстройства:

продолжение
www.indpsy.ru
http://lokotkova-marina.ru



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: