Детские страхи
Я являюсь представителем австрийской детской и юношеской психотерапии, но в то же время детской и юношеской психиатрии, которые в Австрии очень тесно связаны между собой. Иметь возможность в вашей стране прочесть доклад - это особая радость для меня. В этой стране я еще никогда не бывал. Россия для меня, для человека рожденного в Вене и живущего там всю жизнь, была очень далекой страной. Но я могу сказать, что за те дни, которые я пробыл здесь, я очень приблизился к стране и тем людям, которые здесь проживают. Говоря об этом, мы практически подходим к теме этой лекции.
Всегда и везде в жизни возникают ситуации, когда нас людей охватывает страх. Причиной тому - что-то неожиданное, то, что зависит от внешних условий, то, что связанно с нашей личностью. И всегда важен вопрос: Насколько быстро нам удастся справиться с этими страхами?
Я хочу коснуться плана лекции. Нужно сказать, что преимущественно я буду говорить о детях и подростках, как и написано в теме лекции. Еще я хотел бы затронуть следующие темы: сначала я расскажу о страхе у людей в общем и об особенностях у детей и подростков. Потом расскажу о страхах, возникающих у детей разных возрастных групп. Расскажу о теме патологии страхов. Затем расскажу о том, как же работать с этими страхами в консультативных и психотерапевтических сессиях.
Позвольте мне начать с того, что я приведу несколько примеров из нашей клинической и будничной жизни. Я думаю, например, о матери, которая пришла ко мне с младенцем 7-8 месяцев. Она договорилась со мной о встрече, потому что она испытывала большой страх вследствие присутствия страхов у ее ребенка. Вы спросите меня: «Как же она узнала, что ее ребенок испытывает страх?» Она объяснила мне это следующим образом. Всегда когда она находится с ребенком и к ним подходит кто-то чужой, кто то, кто даже не приближается к ребенку, а хотел бы поговорить только с матерью, то ребенок начинает сильно возбуждаться, плакать, сжиматься. Успокоить его не получается. И даже тогда его не удается успокоить, когда тот человек, который вызвал это состояние, уже давным-давно ушел.
Я так думаю, что все в этой аудитории изучают психологию, и вы понимаете, что это реакция на чужих. Но что интересно? Важен вопрос. Эта женщина пришла ко мне потому, что она хотела услышать в общем о реакции детей или она действительно нуждалась в помощи, когда ребенок реагировал отличным образом от того, как он должен был бы реагировать. Я могу раскрыть ответ: она пришла, потому что ей нужна была помощь (не информация). Зерно этой истории в следующем. Эта мать, со своей жизненной историей имела столько переживаний относительно того, что она была покинутой, что она боялась, того, что она может оказаться покинутой ее собственным партнером. Ее собственные страхи были настолько сильно перенесены на ребенка, что он явился своего рода заместителем для нее и поэтому долго не мог успокоиться.
Второй пример. Я, как многие другие родители, приводил своего ребенка в детский сад. Я очень хорошо вспоминаю один день. Моему сыну тогда было около 3,5 лет и он уже некоторое время ходил в детский сад до этого. В тот день он пошел в садик с каким-то неприятным чувством. Поскольку я чувствовал, что ребенок не хочет идти туда, я задумался и вспомнил, что вчера он очень хорошо играл со своим другом и сегодня также хотел играть с ним и не ходить в садик. Я все же повел его в детсад, но вдруг он стал сильно плакать, как будто он уже не понимал, что с ним происходит. По крайней мере, во мне он вызвал это чувство непонимания, но я думаю, что и сам он тоже был очень несчастным. Я все равно шел в детсад, но не понимал, что происходит и чувствовал беспомощность. Я не понимал, что мне нужно делать. В этот момент я заметил, что ребенок смотрит на меня, смотрит на мою мимику и ждет моей реакции, ждет, как я отреагирую. Потом произошло то, что случается с любым отцом, и с тем, который работает психиатром тоже.
продолжение
www.indpsy.ru http://lokotkova-marina.ru Вернер Лейгснеринг (LEIXNERING Werner), доктор психологии, Австрия, Вена.
Всегда и везде в жизни возникают ситуации, когда нас людей охватывает страх. Причиной тому - что-то неожиданное, то, что зависит от внешних условий, то, что связанно с нашей личностью. И всегда важен вопрос: Насколько быстро нам удастся справиться с этими страхами?
Я хочу коснуться плана лекции. Нужно сказать, что преимущественно я буду говорить о детях и подростках, как и написано в теме лекции. Еще я хотел бы затронуть следующие темы: сначала я расскажу о страхе у людей в общем и об особенностях у детей и подростков. Потом расскажу о страхах, возникающих у детей разных возрастных групп. Расскажу о теме патологии страхов. Затем расскажу о том, как же работать с этими страхами в консультативных и психотерапевтических сессиях.
Позвольте мне начать с того, что я приведу несколько примеров из нашей клинической и будничной жизни. Я думаю, например, о матери, которая пришла ко мне с младенцем 7-8 месяцев. Она договорилась со мной о встрече, потому что она испытывала большой страх вследствие присутствия страхов у ее ребенка. Вы спросите меня: «Как же она узнала, что ее ребенок испытывает страх?» Она объяснила мне это следующим образом. Всегда когда она находится с ребенком и к ним подходит кто-то чужой, кто то, кто даже не приближается к ребенку, а хотел бы поговорить только с матерью, то ребенок начинает сильно возбуждаться, плакать, сжиматься. Успокоить его не получается. И даже тогда его не удается успокоить, когда тот человек, который вызвал это состояние, уже давным-давно ушел.
Я так думаю, что все в этой аудитории изучают психологию, и вы понимаете, что это реакция на чужих. Но что интересно? Важен вопрос. Эта женщина пришла ко мне потому, что она хотела услышать в общем о реакции детей или она действительно нуждалась в помощи, когда ребенок реагировал отличным образом от того, как он должен был бы реагировать. Я могу раскрыть ответ: она пришла, потому что ей нужна была помощь (не информация). Зерно этой истории в следующем. Эта мать, со своей жизненной историей имела столько переживаний относительно того, что она была покинутой, что она боялась, того, что она может оказаться покинутой ее собственным партнером. Ее собственные страхи были настолько сильно перенесены на ребенка, что он явился своего рода заместителем для нее и поэтому долго не мог успокоиться.
Второй пример. Я, как многие другие родители, приводил своего ребенка в детский сад. Я очень хорошо вспоминаю один день. Моему сыну тогда было около 3,5 лет и он уже некоторое время ходил в детский сад до этого. В тот день он пошел в садик с каким-то неприятным чувством. Поскольку я чувствовал, что ребенок не хочет идти туда, я задумался и вспомнил, что вчера он очень хорошо играл со своим другом и сегодня также хотел играть с ним и не ходить в садик. Я все же повел его в детсад, но вдруг он стал сильно плакать, как будто он уже не понимал, что с ним происходит. По крайней мере, во мне он вызвал это чувство непонимания, но я думаю, что и сам он тоже был очень несчастным. Я все равно шел в детсад, но не понимал, что происходит и чувствовал беспомощность. Я не понимал, что мне нужно делать. В этот момент я заметил, что ребенок смотрит на меня, смотрит на мою мимику и ждет моей реакции, ждет, как я отреагирую. Потом произошло то, что случается с любым отцом, и с тем, который работает психиатром тоже.
продолжение
www.indpsy.ru http://lokotkova-marina.ru Вернер Лейгснеринг (LEIXNERING Werner), доктор психологии, Австрия, Вена.
Отзывы и комментарии