Как подготовиться к поступлению Вашего ребенка в вуз?
В вашем доме вырос абитуриент? — Я Вам не завидую! В срочном порядке запасайтесь тонной валокордина, вводите в автоматический набор телефонного аппарата номер телефона ближайшей ЦРБ, отложите загранпаспорт на верхнюю полку гардероба, сообщите друзьям, что у вас долгосрочная командировка, подтяните потуже ремешок брюк/платья и удачного вам выпадения из жизни на целый год.
Конечно, стоит сразу немного успокоить: если Ваше 17-летнее чадо называет себя абитуриентом, то все не так уж плохо — хотя бы не придется тратить время и силы на скандалы с ним и попытки доказать, что учиться все-таки нужно.
Вузов в стране сейчас развелось на любой вкус — платные, бесплатные, престижные, неизвестные, те которые можно и не посещать… хотя, что я говорю про вузы? — об этом задумываться поздно! В Вашей записной книжке не должно уже остаться свободного места из-за записей с Дней открытых дверей, телефонов приемных комиссий, списков факультетов и т. п.
Кстати о Днях открытых дверей: подобные мероприятия проводятся в вузах несколько раз в год и целесообразно посетить их весной или даже осенью 11-го года обучения вашего дитяти в школе. Сразу хотелось бы предупредить: услышав на Дне открытых дверей лестную информацию о вузе, о легкости поступления, о возможности предоставления общежития, не обольщайтесь! Лучше проверьте информацию, зайдя на какой-нибудь студенческий сайт этого вуза — в сети сейчас таких полно — и задайте вопросы людям, пережившим все это.
Тема общежития (актуальна, конечно, только в случае если «сами мы не местные») очень туманна в настоящий момент, и, как правило, вузы, которые действительно предоставляют его всем, кому необходимо, говорят это сразу и прямо «Да, у нас предоставляется общежитие!». Во многих же вузовских общежитиях часто проживают нелегальные арендаторы со стороны, не имеющие как жилья, так порой и регистрации в этом регионе или же вообще в России. В таком случае готовьтесь побегать от одного ответственного лица до другого с кругленькой суммой денег, дабы все же пробить «местечко под солнцем» (в случае поступления, конечно же!).
Итак, вы вспомнили свои студенческие годы — просидели в вузовских аудиториях в общем счете часов 20 и подобрали-таки себе несколько целей ИкС. Да-да, именно несколько! Поступать в один институт сейчас не имеет смысла, а лететь сломя голову середь экзаменов в некий, доселе неизученный, еще более бессмысленно. Потому выбирайте сначала как минимум 4 — 5, потом, при составлении расписания экзаменов, лишние отсеются сами по себе.
Следующим шагом к светлому будущему вашего ребенка должен стать выбор курсов или репетиторов. Прежде всего, конечно, нужно определить сумму денег, которую вы готовы предоставить на подготовку его к институту и, исходя из этого, выбрать, будет ли он посещать курсы довузовской подготовки или заниматься с преподавателями из вуза. Рассмотрим оба эти варианта.
Курсы довузовской подготовки имеются на базе любого высшего учебного заведения и даже в нескольких экземплярах. На курсах преподаются все предметы, которые числятся в списке вступительных экзаменов в вузе. Вам, прежде всего, нужно будет определиться с факультетом или хотя бы направлением (экономическим, филологическим, физическим и т. п.), чтобы не заставлять ребенка посещать иностранный язык, математику, физику, историю, литературу и остальные предметы одновременно (кроме того, что за это вы заплатите ой-ой-ой сколько, еще и ребенку это пойдет только во вред). Выбрав курсы и оплатив их, не отчаивайтесь, если что-то пойдет не должным образом! Даже если в договоре, который вы подписывайте в секретариате курсов, прописано, что вы не имеете права перейти в другую группу или в случае недовольства вернуть деньги, попытайтесь это сделать мирным путем. Подойдите (самостоятельно, не поручайте это детям, как правило, кроме обмена амбициями это ничем не заканчивается) к директору курсов или администратору, не говорите, что вас не удовлетворяет методика и серьезность того или иного преподавателя, скажите, что вы сменили место жительства, и ребенку крайне неудобно ездить в эти дни или это время. Всегда обо всем можно договориться!
Даже если все идет хорошо, все равно обязательно периодически появляйтесь на курсах — встречайтесь с преподавателями, задавайте вопросы об уровне знаний вашего ребенка, о его успехах. Общение с преподавателями может быть полезно тем, что они к концу года могут посоветовать Вам что-то конкретное или рассказать какие-то секреты поступления.
Если же семейный бюджет позволяет пользоваться услугами преподавателей, то основной проблемой будет найти последних. Лучший вариант — это если ваши знакомые или друзья уже побывали в подобной ситуации и могут дать контактную информацию определенных проверенных людей. Если же такого варианта нет, то действовать нужно крайне осторожно, так как сейчас большое количество «липовых» преподавателей. Лучше всего пройтись по кафедрам выбранного вуза и попытаться с кем-нибудь поговорить или же заглянуть на те же, вышеупомянутые, сайты и поспрашивать студентов. К сожалению, иного пути поиска преподавателей посоветовать трудно: все они «работают» очень засекреченно и недоверчивы к пришедшим со стороны.
Если Вам удалось найти хотя бы одного репетитора, можете смело прекратить поиски. Как правило, «в одиночку» они не занимаются, а состоят в определенной «компашке» из двух-трех репетиторов по разным предметам, которые сообща «ведут» вашего ребенка к цели. Занятия проходят в небольших группах по 4−7 человек.
Хотелось бы посоветовать Вам не успокаиваться, что ребенок пристроен и теперь уж точно получит заветный студенческий билетик. Обязательно контролируйте посещение ребенком занятий и выполнение всех заданий. Так как занятия не индивидуальные, а групповые, то репетиторы не стремятся сделать из каждого, с кем они занимаются, будущего студента — уж слишком велика конкуренция (групп по 4−7 человек не одна и не две! Их по 8−10 у каждой группы преподавателей. Теперь посчитайте, сколько таковых на весь вуз).
Итак, с сентября до конца мая Вам предстоит учесть еще лишь два нюанса, и можете смело жить с чувством (пока) исполненного долга и отстегивать несколько зелененьких бумажек в неделю на занятия. Первое — если ваше дитё не вундеркинд, то оно непременно снизит успеваемость в школе, будьте готовы смириться с этим и постарайтесь всячески ему помогать избегать плохих оценок и чрезмерной школьной нагрузки: оставляйте чаще дома, попытайтесь договориться с учителями. И второе — наладьте контакты с репетиторами и ни в коем случае не теряйте их: систематично справляйтесь об успеваемости вашего ребенка, невзначай посылайте им «баночку варенья» и выражайте слова благодарности — это все вам в скором времени может очень пригодиться. А пока — до мая!