Как Томас Джонстон Липтон занялся торговлей чаем?

10 мая 1850 года в шотландском городе Глазго в семье бакалейщика Липтона родился сын, которого назвали Томом. С ним немолодая чета Липтонов связывала большие надежды. Дело в том, что двое детей умерли, не дожив и до года, а старшие сын и дочь так часто болели, что трудно было представить, что они когда-нибудь заменят отца в лавке.

Впрочем, в современном понимании трудно назвать лавкой то небольшое помещение, в котором помещались не больше пяти покупателей. Однако именно торговля давала Липтонам средства к существованию. И маленький Том, по сути, уже с пяти лет стал незаменимым помощником отца. Незаменимым еще и потому, что старшие брат и сестра умерли еще до того, как Томасу исполнилось 10 лет. С тех пор занятия в школе для Липтона-младшего отошли на второй план.

Еще спустя лет пять жизнь в бакалейной лавке тоже опротивела. Томас рвался на свободу из этой тесной клетки, тем более что в Глазго находились верфи и причалы, а город считался своеобразной перевалочной базой, где могли расслабиться или наняться на новые суда моряки всех мастей. Этот воздух моряцкой вольницы вскружил голову и Тому, который в возрасте 15 лет решился на побег. Если бы родители узнали о том, какой ветер гуляет в голове их единственного сына, они бы привязали парня к прилавку крепким морским канатом. Но ведь и Томас, отправляясь в Америку, в глубине души твердо верил в то, что когда-нибудь он обязательно вернется, чтобы забрать родителей!

Сказать, что все Соединенные Штаты были у ног шустрого мальчишки, значит пойти против истины. Молочных рек и кисельных берегов Липтон не встретил. Зато обнаружил, что в послевоенной новой родине царит великая депрессия и неразбериха. Люди хватались за любую работу, лишь бы выжить. И новый американец сполна ощутил это на себе: один сезон ему пришлось выращивать дикий рис на плантациях, другой — скручивать табачные листья в сигары. И ради этого надо было покидать благополучную Шотландию?

И тут судьба то ли улыбнулась, то ли скорчила злобную гримасу — Липтона взяли на работу в один из первых нью-йоркских универмагов. Тогда это было новшеством, и владельцы первых универсальных магазинов очень ценили инициативу, смекалку своих сотрудников, их умение заставить покупателей раскошелиться. Тогда же зарождались азы нынешнего менеджмента и маркетинга. Значение имело буквально все: и время суток, и правильное расположение товара, и ненавязчивая реклама. Все четыре года работы в универмаге Томас Липтон старался впитывать знания, не упустить ни одной мелочи.

Нельзя сказать, что тоска по родине загрызла парня. Но совесть-то у него была! Родителей нужно было поддержать еще до того, как они падут в неравной борьбе с изнурительными болезнями. Так подающий большие надежды Липтон в один прекрасный день бросил все и решил вернуться на родину. Возвращался он не с пустыми руками, хотя капитал в 180 фунтов стерлингов вряд ли можно назвать неописуемым богатством. Но этих денег хватило на то, чтобы открыть небольшую бакалейную лавку в родном Глазго.

А потом началась трудная работа. Даже не до седьмого пота, а до синих зайчиков в глазах. Томасу приходилось все делать самому. И товар на верфи получать (потом Липтон вез его на тележке через весь город в свою лавку), и клиентов обслуживать, и отвозить им покупки непосредственно на дом. Липтон был, как Фигаро, перевоплощаясь то в продавца, то в кассира, то в менеджера. Но при этом он помнил и о том, что клиент не только всегда прав, но и жаждет быть удивленным.

Липтон был первым в Англии, кто воспользовался услугами карикатуриста для продвижения своих товаров. Уилли Локхарт каждую неделю рисовал новый плакат, приглашающий в магазин. Как тут не вспомнить некоторые современные потрепанные билборды, которые годами «украшают» либо стены зданий, либо обочины дорог. Кого можно заманить этим кусочком «заплесневелого» сыра?

Кстати, о сыре. Липтон в канун Рождества 1881 года, заказал в Америке такую огромную головку сыра, что жители его родного Глазго, несколько месяцев спорили, как удалось: а) сделать такую большую головку, ведь чанов таких размеров просто не существует в природе; б) доставить на корабль; в) как она вообще не утопила судно; г) что это за парень Липтон, по заказу которого сварили такую громадину? Надо ли говорить, что «гиганта» распилили на мелкие кусочки и он разошелся менее чем за два часа?

Но звездный час предприимчивого «дядюшки Тома» был еще впереди. Он остро реагировал на малейшие новости, особенно в сфере торговли. В 1890 году Англия оказалась в шоке. На далеком острове Цейлон неизвестный вредитель накинулся на кофейные деревья, срезая листья, как острой бритвой. Урожай кофе резко упал, а жители туманного Альбиона, казалось, крепко на него подсели.

Липтон срочно отправился на Цейлон, чтобы обеспечить жителей Глазго большим количеством кофе. А в Южной Азии ему вместо кофейных плантаций предложили 5500 акров чайных. Уверен, многие бы отказались, но только не Липтон. Напротив, он решил развернуться именно на этом. И привнес такие новшества, каких на острове еще не видели. Скажем, канатные дороги для транспортировки корзин с листьями.

А реклама? Ее Липтон использовал на полную катушку: все автобусы и поезда Соединенного королевства украшал рекламный слоган — «С плантации прямо в чашку». И немудрено, Томас создал у себя целую флотилию из быстроходных клиперов. Он же совершил революцию в торговле чаем — не продавал его на развес, а упаковывал в небольшие картонные коробочки, с изображением восточной красавицы. В чью голову могла бы прийти такая идея? Всевышний награждает упорных и ищущих…

На липтоновский чай «подсела вся Англия во главе с королевой Викторией. Последняя даже возвела Томаса Липтона в рыцари. Случилось это 110 лет назад. А Липтон стал своеобразным символом эпохи — на него охотно рисовали карикатуры, сочиняли частушки. А какая реклама работает лучше?

Некоторые люди считают, что сэр Липтон изобрел и бумажные пакетики с расфасованным чаем. Это не так. Автором «заварных мешочков», появившихся в 1904 году, является американец Томас Саливан (тезки, однако). Но именно на фирме Lipton придумали прямоугольные пакетики с бирочкой на нитке. Произошло это 55 лет назад.

Разбогатев, Томас Джонстон мог посвятить себя любимому занятию. Так как детей у него не было, всю свою любовь он обратил к яхтам. Об этом писать не принято, но Томас Липтон принимал участие в гонках на одноместных яхтах на Кубок Америки в 1899, 1901, 1903, 1919 и 1920. Последнюю свою гонку мультимиллионер провел в 1930 году в США. Как потом оказалось, за год до смерти.

А чай Липтон, упакованный в пакетики, украсил не одну солдатскую жизнь в окопах первой мировой войны. С 1914 года он получил всемирную известность…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: