Театрализованная игра в работе с детьми дошкольного возраста
Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.
Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях общественного дошкольного воспитания, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения.
Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности ребенка. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств. К таким играм можно отнести театрализованные игры, в процессе которых дети приобретают дополнительную возможность закрепить и такие навыки, как умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что хотят от тебя другие. Такие занятия стимулируют развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре. Одним из приоритетных направлений работы МДОУ Д/C №49 является художественно- эстетическое, а нетрадиционной формой развития театральной деятельности детей является районный театральный фестиваль «Солнечные лучики» для детей младшего дошкольного возраста. Для развития творческих, познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста мною было разработано тематическое планирование по обучения детей музыкальным и театральным играм. Целью обучения является формирование у детей чувство эмоциональной удовлетворенности от художественной деятельности, развитие заинтересованности разными видами искусств, привлечение внимание к средствам выразительности, которыми достигается образ.
Тематический план занятий:
Сентябрь Тема: «Кошка в гостях у ребят» Задачи: 1. Формировать навыки нестандартного мышления, умение входить в образ животных, птиц, изображая повадки мимикой, движениями. 2. Развивать умение думать, анализировать, разгадывать загадки. 3. На примере кошки (ласковой, чистоплотной) воспитывать аккуратность, внимательность, бережное отношение к окружающим. Октябрь Тема: «В гости Мурка к нам пришла» Задачи: 1. Учить подражать голосу кошечки, раскрывать и выражать свои чувства. 2. Развивать смекалку, любознательность, мелкую мускулатуру рук. 3. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, аккуратность при рисовании. Ноябрь Тема: «Кошка и котята». Задачи: 1. Учить повторять и проговаривать потешки, дополнять игры движениями по тексту. 2. Развивать логическое мышление в играх « Прятки с платком», «Серенькая кошечка». 3. Воспитывать чувство взаимопомощи. Декабрь Тема: «В гости Ваня к нам пришел» Задачи: 1. Закреплять представления детей о зимней одежде, запоминать последовательность одевания и раздевания; учить самостоятельно менять движения по ходу изменения музыкального сопровождения. 2. Развивать внимание, смекалку, любознательность. 3. Воспитывать аккуратность, прививать навыки бережного отношения к своим вещам. Январь Тема: «Кот и мыши» Задачи: 1. Обучать играм на музыкальных инструментах (погремушка) в такт с музыкальным сопровождением. 2. Развивать у детей воображение, формировать способность к обобщению; понимать юмор. 3. Воспитывать уважение к персонажам сказок. Февраль Тема: «Котенок и собачка» Задачи: 1. Учить проговаривать слова потешек, стараться в такт пропевать слова подпевок. 2. Формировать отчетливое произношение слов и отдельных слогов. 3. Воспитывать доброе отношение к персонажам. Март Тема: «Про Кузю» Задачи: 1. Обучать мимике, движениям животных (зайчика, котят, воробья) 2. Развивать умение быстро переключаться с одного персонажа на другой. 3. Воспитывать уважение ко всем героям, умение уступать, сочувствовать, помогать. Апрель Тема: «Заюшкина избушка» Задачи: 1. Учить выполнять движения в соответствии с текстом, формировать чувство любви к родной природе, желание наблюдать за жизнью и повадками животных. 2. Развивать зрительную память, воображение, формировать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаясь при выполнении. 3. Вызвать симпатию детей к игрушечным персонажам, следить за рассказом воспитателя, сопереживать героям. Май Тема: «Кисонька- Мурысонька и все, все, все» Задачи: 1. Продолжать учить подражать голосам персонажей, обучать передавать повадки и движения животных. 2. Развивать смекалку, любознательность, развивать наблюдательность и выдумку. 3. Воспитывать чувство взаимопомощи и сострадания к животным. Для примера приводится конспект одного из занятий - музыкальная инсценировка «Кошка в гостях у ребят» с использованием театрализованной игры.
Программные задачи: 1. Обучающая. Подражать голосам персонажей, обучать передавать повадки и движения героев.
2. Развивающая. Развивать смекалку, любознательность, творчество на эмоционально-чувственной основе, развивать наблюдательность и выдумку.
3. Воспитательная. На примере кошечки воспитывать чистоплотность. Учить доброму отношению к друг другу.
Материал: Костюмы мамы кошки, котят, мышат, костюм пса Барбоса, бутафорские пирожки на блюде, перчатки. (На протяжении всей сказки звучит различное музыкальное сопровождение).
Ведущий: Это сказка о котятах,
О веселых малышатах.
Как здесь весело живут-
Дружно песенку поют.
Чистят уши, чешут хвост,
Моют черной лапкой нос.
Чтоб у кошечки на спинке
Не осталось и пылинки.
Кошки- вежливые звери,
Кошки любят чистоту.
Рано-рано по утру
Все наводят красоту.
Моют лавку и полы,
Моют двери и столы,
А когда умоются-сядут у окошка-Отдохнуть немножко.
(исполняется на фоне музыки)
Входит мама Кошка.
Кошка: Я серенькая кошечка
Сяду у окошечка,
Хвостиком махаю,
Деток поджидаю
Где ж мои ребятки-
Серые котятки?
Спать пора котяткам
Маленьким ребяткам.
(котята выглядывают из-за забора)
Кошка: Ах, вот вы где шалунишки!
А я вас заждалась!
Вы наверное устали? Набегались? Наигрались?
Молочка хотите?
Котята:
Да!
Кошка: А лапки вы мыли?
Нет.
Давайте помоем.
все движения выполняются по тексту
(музыка -«Цап-царап», слова Алдониной, муз. С. Гаврилова)
Звучит музыка. Вбегает собачка.
Собачка: Ав, ав, ав
Кошечка: Ты кто?
Собачка: Собака!
Кошечка; А как тебя зовут?
Собачка: Барбос!
Кошечка: А что это ты нам принес?
Собачка: Пирожки!
Кошечка: А кто их испек?
Собачка: Хозяйка Ведущая: Спасибо, Барбос, что пирожки принес! Ты не обижаешь кошечек, а дружишь с ними? А танец станцуешь?
(Музыка «Танец собачки и кошечки», Песня «Ромашковая кошка», cл. Герумана)Кошка: Ну спасибо тебе Барбос за пирожки, давай сбегаем на лужайку, пригласим котят, они, наверное, вяжут себе перчатки
Ведущая: А пока кошка и пес Барбос убежали за котятами, я вам расскажу
о мышках:
Лапки мягкие у мышки,
Чтоб её не услыхал.
Шубка серая у мышки,
Чтоб её не увидали.
Только ночью (2р)
Когда дома тихо очень
Когда окна спят,
Когда звери спят.
Мышка хитрая выходит
И мышат своих выводит.
(выходят мыши, танцуют танец «Мы терпеть не можем кошек» cл. А. Хаита, муз. Б. Савельева). (Мыши убегают, уносят пирожки)
Появляется кошка
Кошка:
А где же пирожки?
Собака:
Наверно мыши украли
Кошка:
Как же мыши надоели!
Все погрызли, все поели!
Что же делать нам теперь?
Мы прогоним всех мышей!
Ведущая: Мама-кошка, ты не злись, А с мышами помирись
Будем в доме дружно жить
Танец дружбы заводить
(танец под песенку «Настоящий друг», cл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)
Прощание героев со зрителями.
Трубина Эмма Александровна
старший воспитатель МДОУ Д/C №49, г. Магнитогорск
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.
Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях общественного дошкольного воспитания, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения.
Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности ребенка. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств. К таким играм можно отнести театрализованные игры, в процессе которых дети приобретают дополнительную возможность закрепить и такие навыки, как умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что хотят от тебя другие. Такие занятия стимулируют развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре. Одним из приоритетных направлений работы МДОУ Д/C №49 является художественно- эстетическое, а нетрадиционной формой развития театральной деятельности детей является районный театральный фестиваль «Солнечные лучики» для детей младшего дошкольного возраста. Для развития творческих, познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста мною было разработано тематическое планирование по обучения детей музыкальным и театральным играм. Целью обучения является формирование у детей чувство эмоциональной удовлетворенности от художественной деятельности, развитие заинтересованности разными видами искусств, привлечение внимание к средствам выразительности, которыми достигается образ.
Тематический план занятий:
Сентябрь Тема: «Кошка в гостях у ребят» Задачи: 1. Формировать навыки нестандартного мышления, умение входить в образ животных, птиц, изображая повадки мимикой, движениями. 2. Развивать умение думать, анализировать, разгадывать загадки. 3. На примере кошки (ласковой, чистоплотной) воспитывать аккуратность, внимательность, бережное отношение к окружающим. Октябрь Тема: «В гости Мурка к нам пришла» Задачи: 1. Учить подражать голосу кошечки, раскрывать и выражать свои чувства. 2. Развивать смекалку, любознательность, мелкую мускулатуру рук. 3. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, аккуратность при рисовании. Ноябрь Тема: «Кошка и котята». Задачи: 1. Учить повторять и проговаривать потешки, дополнять игры движениями по тексту. 2. Развивать логическое мышление в играх « Прятки с платком», «Серенькая кошечка». 3. Воспитывать чувство взаимопомощи. Декабрь Тема: «В гости Ваня к нам пришел» Задачи: 1. Закреплять представления детей о зимней одежде, запоминать последовательность одевания и раздевания; учить самостоятельно менять движения по ходу изменения музыкального сопровождения. 2. Развивать внимание, смекалку, любознательность. 3. Воспитывать аккуратность, прививать навыки бережного отношения к своим вещам. Январь Тема: «Кот и мыши» Задачи: 1. Обучать играм на музыкальных инструментах (погремушка) в такт с музыкальным сопровождением. 2. Развивать у детей воображение, формировать способность к обобщению; понимать юмор. 3. Воспитывать уважение к персонажам сказок. Февраль Тема: «Котенок и собачка» Задачи: 1. Учить проговаривать слова потешек, стараться в такт пропевать слова подпевок. 2. Формировать отчетливое произношение слов и отдельных слогов. 3. Воспитывать доброе отношение к персонажам. Март Тема: «Про Кузю» Задачи: 1. Обучать мимике, движениям животных (зайчика, котят, воробья) 2. Развивать умение быстро переключаться с одного персонажа на другой. 3. Воспитывать уважение ко всем героям, умение уступать, сочувствовать, помогать. Апрель Тема: «Заюшкина избушка» Задачи: 1. Учить выполнять движения в соответствии с текстом, формировать чувство любви к родной природе, желание наблюдать за жизнью и повадками животных. 2. Развивать зрительную память, воображение, формировать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаясь при выполнении. 3. Вызвать симпатию детей к игрушечным персонажам, следить за рассказом воспитателя, сопереживать героям. Май Тема: «Кисонька- Мурысонька и все, все, все» Задачи: 1. Продолжать учить подражать голосам персонажей, обучать передавать повадки и движения животных. 2. Развивать смекалку, любознательность, развивать наблюдательность и выдумку. 3. Воспитывать чувство взаимопомощи и сострадания к животным. Для примера приводится конспект одного из занятий - музыкальная инсценировка «Кошка в гостях у ребят» с использованием театрализованной игры.
Программные задачи: 1. Обучающая. Подражать голосам персонажей, обучать передавать повадки и движения героев.
2. Развивающая. Развивать смекалку, любознательность, творчество на эмоционально-чувственной основе, развивать наблюдательность и выдумку.
3. Воспитательная. На примере кошечки воспитывать чистоплотность. Учить доброму отношению к друг другу.
Материал: Костюмы мамы кошки, котят, мышат, костюм пса Барбоса, бутафорские пирожки на блюде, перчатки. (На протяжении всей сказки звучит различное музыкальное сопровождение).
Ведущий: Это сказка о котятах,
О веселых малышатах.
Как здесь весело живут-
Дружно песенку поют.
Чистят уши, чешут хвост,
Моют черной лапкой нос.
Чтоб у кошечки на спинке
Не осталось и пылинки.
Кошки- вежливые звери,
Кошки любят чистоту.
Рано-рано по утру
Все наводят красоту.
Моют лавку и полы,
Моют двери и столы,
А когда умоются-сядут у окошка-Отдохнуть немножко.
(исполняется на фоне музыки)
Входит мама Кошка.
Кошка: Я серенькая кошечка
Сяду у окошечка,
Хвостиком махаю,
Деток поджидаю
Где ж мои ребятки-
Серые котятки?
Спать пора котяткам
Маленьким ребяткам.
(котята выглядывают из-за забора)
Кошка: Ах, вот вы где шалунишки!
А я вас заждалась!
Вы наверное устали? Набегались? Наигрались?
Молочка хотите?
Котята:
Да!
Кошка: А лапки вы мыли?
Нет.
Давайте помоем.
все движения выполняются по тексту
(музыка -«Цап-царап», слова Алдониной, муз. С. Гаврилова)
Звучит музыка. Вбегает собачка.
Собачка: Ав, ав, ав
Кошечка: Ты кто?
Собачка: Собака!
Кошечка; А как тебя зовут?
Собачка: Барбос!
Кошечка: А что это ты нам принес?
Собачка: Пирожки!
Кошечка: А кто их испек?
Собачка: Хозяйка Ведущая: Спасибо, Барбос, что пирожки принес! Ты не обижаешь кошечек, а дружишь с ними? А танец станцуешь?
(Музыка «Танец собачки и кошечки», Песня «Ромашковая кошка», cл. Герумана)Кошка: Ну спасибо тебе Барбос за пирожки, давай сбегаем на лужайку, пригласим котят, они, наверное, вяжут себе перчатки
Ведущая: А пока кошка и пес Барбос убежали за котятами, я вам расскажу
о мышках:
Лапки мягкие у мышки,
Чтоб её не услыхал.
Шубка серая у мышки,
Чтоб её не увидали.
Только ночью (2р)
Когда дома тихо очень
Когда окна спят,
Когда звери спят.
Мышка хитрая выходит
И мышат своих выводит.
(выходят мыши, танцуют танец «Мы терпеть не можем кошек» cл. А. Хаита, муз. Б. Савельева). (Мыши убегают, уносят пирожки)
Появляется кошка
Кошка:
А где же пирожки?
Собака:
Наверно мыши украли
Кошка:
Как же мыши надоели!
Все погрызли, все поели!
Что же делать нам теперь?
Мы прогоним всех мышей!
Ведущая: Мама-кошка, ты не злись, А с мышами помирись
Будем в доме дружно жить
Танец дружбы заводить
(танец под песенку «Настоящий друг», cл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)
Прощание героев со зрителями.
Трубина Эмма Александровна
старший воспитатель МДОУ Д/C №49, г. Магнитогорск
Отзывы и комментарии