Идеальная картина образования. Что бы мы хотели от школы? Часть 1
Чтобы попасть в цель — надо её видеть. Чтобы получить какой-то результат — его надо себе чётко представить. Потому сначала надо описать точно — что мы хотим от образования, от школы, а уже после этого можно будет двигаться к реализации этого в жизни.
К сожалению, я не вижу, чтобы поднимались вопросы о кардинальных изменениях в школе — идут дискуссии о зарплате, формах организации, объёмах преподавания, способах тестирования. Законы и стандарты написаны как будто специально так, чтобы в них не смог разобраться обычный человек. Я не вижу в них цельной картины — всё распадается на части мозаики. А из того, что я могу понять, далеко не всё встречает у меня согласие.
Американский философ и гуманист Л. Рон Хаббард высказал мысль, что для детей мы должны достичь более высокого уровня цивилизации, чем имеем. И мне эта идея очень нравится. Нынешняя цивилизация — с преступностью, наркоманией, коррупцией — это не то наследие, которого достойны дети. Как же достичь такого образования, которое подняло бы детей на более высокий уровень, чем мы имеем? Я попробую изложить свои мысли сначала вкратце, а потом что-то объяснить подробнее.
Первое и главное: дети должны научиться учиться, то есть уметь находить знания, оценивать их верность, уметь делать их своими. При этом должны научиться учиться без негативных последствий для здоровья — и душевного и физического.
Второе — чему они должны научиться:
1. уметь создавать своё тело и здоровье, уметь справляться быстро с травмами и болезнями; 2. уметь оценивать людей и группы по целям и по уровню тона (по жизненной силе и активности); 3. уметь создавать и развивать группы (в том числе семью); 4. уметь улучшать свою жизнь, чтобы быть успешным; 5. уметь хорошо общаться, и с помощью общения улаживать проблемы, уметь понимать других людей и понятно излагать свои мысли; 6. уверенно владеть основами естественных наук (математика, физика, химия, биология, география, астрономия); 7. знать основы истории и литературы; 8. хорошо знать 2−3 языка (включая родной); 9. знать основы экономики и законодательства; 10. знать как растить и воспитывать детей, чтобы они выросли здоровыми, умными, счастливыми и успешными; 11. знать правила дорожного движения и хорошо водить машину; 12. уметь работать на компьютере и пользоваться интернетом; 13. уметь пользоваться разными (основными) бытовыми и офисными устройствами.
Разумеется, учителя тоже должны знать и уметь это. И уметь этому научить детей. Тогда их профессия станет уважаемой.
Теперь — чуть подробнее. Сейчас в школах с каждым годом обучения состояние здоровья детей ухудшается! И это не является, во-первых, обязательным элементом обучения — так как можно учиться без ослабления здоровья. И во-вторых, приводит к росту различных проблем в обществе, и соответственно желательно от этой тенденции избавиться. Это не просто благое мое пожелание (с которым, надеюсь, большинство согласно) — ещё в 1960-х годах Рон Хаббард открыл, а затем миллионы людей могли наблюдать и применять это на практике, что неправильное обучение может приводить к различным проявлениям умственного и физического плана, в том числе к головной боли, боли в животе, глазах, чрезмерной усталости и так далее. Способы исправить такие проявления тоже были разработаны и уже много лет применяются практически во всех странах с неизменным эффектом.
Уметь оценивать знания и делать их своими — этой способности сейчас очень не хватает школьникам. Ориентация на зазубривание и на то, что в учебниках написана истина в последней инстанции — это реальность школы. Взять хотя бы запрет на использование справочников на ЕГЭ по математике.
Кто-то может назвать причину — для чего надо человеку помнить формулу синуса суммы углов? Где её можно применить в жизни? Если уж просто решение тригонометрических уравнений ничего кроме «гимнастики ума» не даёт, то зачем ещё и заучивать громоздкие формулы? Сейчас вполне достаточно знать, что такие формулы существуют и знать, где их искать — и вы всегда их найдёте в справочниках или в Интернете! Если же вы не научились их использовать, то даже если заучив наизусть все учебники, не сможете решить ни одной практической задачи.
Теперь подробнее о том, чему же, на мой взгляд, надо научить школьников за 11 лет в школе (кстати, почему для всех установлена одинаковая продолжительность обучения? Люди-то все разные! Итак, по пунктам.
1. Уметь создавать своё тело и здоровье, уметь справляться быстро с травмами и болезнями. Первую часть было бы правильно изучать на физкультуре, в теории. Но когда видишь и слышишь море примеров, когда люди не знают правил питания, получают травмы на ровном месте, курят, пьют и употребляют наркотики — видно, что практика с теорией у многих не согласуется. Вторая часть — как справляться с травмами и болезнями — должна быть частью ОБЖ. И снова практика показывает, что единицы способны что-то сделать в этом отношении. При том, что своевременная помощь просто спасает жизни или уменьшает тяжесть последствий травм и болезней. Сейчас же надежда только на «Скорую помощь».
2. Уметь оценивать людей и группы по целям и по уровню тона (по жизненной силе и активности). Полностью отсутствующая в школе часть жизненно важных данных — учителя не умеют распознать малолетних преступников и их одноклассники молча терпят надругательства. А как вам такая «шутка» — «в 90-е годы девушки хотели стать валютными проститутками, а парни — рэкетирами»? Далеко ли ушла современная школа? Легко ли могут выпускники отличить группу с социально конструктивным поведением от антиобщественной? Откуда пришли подростки на сборища фанатов с мордобитием всех прохожих? Почему они не понимают — каковы реальные цели этих мордобоев? Могут сказать — что это слишком сложная тема и даже учёные-психологи не могут точно оценить людей, что им для этого надо провести кучу тестов и лет 8 практиковаться. Согласен — для «учёных"-психологов это слишком сложно. Но как раз с их появлением в школе пошла резкая деградация образования. И если не спрашивать психологов, а поискать данные — они очень легко найдутся. Мне, по крайней мере посчастливилось их узнать и я уже много лет их с успехом применяю. Мне хочется, чтобы и дети с ними познакомились и могли строить свою жизнь и отношения с людьми не на скользкой интуиции, а на проверенных и точных законах жизни.
Продолжение следует. А сейчас разрешите пригласить вас на семинар «Как вырастить счастливых, продуктивных и целеустремленных детей, которые преуспевают в жизни», — детей, которые ОБОЖАЮТ «расправлять свои крылья» и «осуществлять свои мечты», который будет проходить 6 марта 2011 года в «Прикладном Образовании СНГ» .
Семинар проведет Бернард Перси- педагог, консультант, специалист в области воспитания детей и решения семейных вопросов. Мистер Перси более 20 лет является Представителем Международного Прикладного Образования, автор книг и многочисленных и публикаций, среди которых «Как вырастить ребенка … советы детей родителям», «Помогите своему ребенку в школе»; соучредитель и главный редактор журнала «Converge». Успешный семьянин, отец троих детей.
Казаринов Игорь Владиславович, репетитор Прикладного Образования