Идеальная картина образования. Что бы мы хотели от школы? Часть 2

«Процесс обучения — не просто накопление данных. Это процесс понимания и открытия новых, лучших способов действовать». (Л. Рон Хаббард, философ, писатель, автор эффективной технологии обучения, используемой центрами Прикладного Образования)

(Продолжение, начало — в этой статье.)

3) уметь создавать и развивать группы (в том числе семью). Навыки и знания, имеющиеся в этой области в школе сейчас, не ушли дальше умения создавать октябрятские звёздочки. И как показывает практика — создаваемые фирмы слишком часто разваливаются, а процент разводов приближается к 50%. Это катастрофа для цивилизации. И опять же — если у вузовских преподавателей нет точной и работающей на 100% теории, ещё не значит, что законов развития и создания групп нет.

4) уметь улучшать свою жизнь, чтобы быть успешным. В школе об этой теме даже не заикаются. Учителя работают как умеют. Успеваемость улучшается или ухудшается сама собой. Никаких идей, кроме «надо больше учить», в школе не знают. И тем более там не знают — как поднять производство в реальной организации или на фирме. Не могут научить школьников — что надо делать, чтобы стать преуспевающим в жизни. Это надо ведь не только будущим руководителям, но тем, кто хочет быть УСПЕШНЫМ (водителем, механиком, продавцом…). Понятно, что кое-кто не хочет вообще ничего. Но таких мало и их можно не принимать во внимание. Представьте — как изменится общество, если выпускники школ будут знать — как преуспевать в жизни — и большинство станет эти знания применять!

5) уметь хорошо общаться и с помощью общения улаживать проблемы, уметь понимать других людей и понятно излагать свои мысли. Очень полезные навыки! Вряд ли со мной будут спорить, что ими владеет малое количество людей в полной мере. Учителя — не исключение. Предмета такого — «Общение» — в школе не было никогда. В ФГОС пишут про то, что ученики должны в какой-то степени овладеть этим навыком. Но как? В ходе просто посещения школы… Расчёт примерно такой же, как если бы посещая школу ученики без учебников по математике, без уроков, без рассказа о теории и без практики в решении математических примеров ВДРУГ стали бы математиками!

6) уверенно знать основы естественных наук (математика, физика, химия, биология, география, астрономия). Без комментариев. Или почти без… Выпускники должны знать ОСНОВЫ (именно основы!) УВЕРЕННО. Это гораздо важнее, чем-то, что происходит сейчас — в школьной программе зачем-то дают слишком много СПЕЦИАЛЬНЫХ данных по математике, физике, химии и биологии. И уверенно знает эти данные какой-то ничтожный процент победителей олимпиад. Уверяю вас — эти единицы могут получить эти знания, если им это надо будет, и вне школы! Не надо себя обманывать тем, что, напихав в школьную программу научные сложности, можно добиться подъёма ОБЩЕЙ научной грамотности. Просто посмотрите в газеты — в каждой печатают гороскоп и комментарии астрологов. Кроме, конечно, «Вестника А Н РФ». Только его читатели 100% уверены в ненаучности гороскопов. Если бы выпускники уверенно ЗНАЛИ основы естественных наук, гороскопы бы перестали пользоваться популярностью.

7) знать основы истории и литературы. Тут могу добавить только то, что литература — огромное достояние, и что оттуда выбрать — дело очень сложное. А история, к сожалению, чересчур много раз переписывалась, и в любом учебнике легко увидеть личные пристрастия автора учебника. Потому я — просто за знание самых основ истории. Без «партийных» оценок.

8) хорошо знать 2−3 языка (включая родной). Опять же — ХОРОШО знать. Сейчас наблюдается странная ситуация — ВСЕ учат иностранный в школе, и мало кто получает меньше «удовлетворительно», а связать несколько слов почему-то зачастую не могут даже выпускники вузов. Это огромное потерянное время, нервы и средства.

9) знать основы экономики и законодательства. Понятно, что законы и экономику СДЕЛАЛИ слишком сложными. Но основы выпускники должны знать.

10) знать, как растить и воспитывать детей, чтобы они выросли здоровыми, умными, счастливыми и успешными. Эти данные стали очень важными с уменьшением числа детей в семьях. Слишком много вокруг противоречивых советов на эту тему.

11) знать правила дорожного движения и хорошо водить машину. Возможно, этот навык сейчас даже важнее знания математики. По крайней мере, водителей уже гораздо больше, чем математиков. Пора это уже учесть в системе образования.

12) уметь работать на компьютере и пользоваться Интернетом. Тут кое-какие успехи есть. Но дети прекрасно умеют ИГРАТЬ, а вот пользоваться очень многими, практически полезными, программами могут единицы. И это ИХ заслуга, так как большинство учеников в школах заинтересовать ничем кроме игрушек почему-то не смогли.

13) уметь пользоваться разными (основными) бытовыми и офисными устройствами. Это как заключительная идея.

Я исхожу из того, что школа должна создавать НОВУЮ цивилизацию, более компетентную, более успешную, более здоровую. Возможно, эта идея многим покажется революционной — ведь существующая ситуация почти всех устраивает — учителя, сколько я помню, жалуются на низкую зарплату и недостаток внимания и уважения, родители ругают школу за недостатки, школьники превращаются в бездельников, наркоманов, алкоголиков и хулиганов. Все вроде при деле, все чем-то заняты, а результат какой? Продолжающаяся деградация общества при явном техническом прогрессе.

Самое интересное, что-то, что я описываю — это не просто благие пожелания или утопия — это уже реализованные на практике проекты и много лет существующие во многих странах школы. С ними можно познакомиться вживую. Можно оценить результаты их работы. Пообщаться с выпускниками. Создатели этих школ не делают секрета из своих успехов и способов их достижения.

Почему же их опыт не внедряется во все школы? Может, руководителям образования некогда оторваться от многочисленных бумаг и проектов, может, они не владеют навыками оценки информации, может, им приказа никто не отдал соответствующего…

6 марта 2011 года в Прикладном Образовании состоится семинар «Как вырастить счастливых, продуктивных и целеустремленных детей, которые преуспевают в жизни, — детей, которые ОБОЖАЮТ «расправлять свои крылья» и «осуществлять свои мечты».

Семинар проведет Бернард Перси: педагог, консультант, специалист в области воспитания детей и решения семейных вопросов. Более 20 лет он является Представителем Международного Прикладного Образования, автор книг и многочисленных и публикаций, среди которых «Как вырастить ребенка … Советы детей родителям», «Помогите своему ребенку в школе»; соучредитель и главный редактор журнала «Converge». Успешный семьянин, отец трех детей. Больше информации — на сайте www.apscis.ru.

Казаринов Игорь Владиславович, репетитор Прикладного Образования




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: