Благодаря чему возникла Юрмала?

Ответ, казалось бы, лежит на поверхности. Морю! Благодаря именно ему. И только ему. Что такое Юрмала? Полоска суши между Рижским заливом и рекой Лиелупе протяжённостью около сорока километров. Из которых 32 — это песчаные пляжи, отвечающие самым строгим и взыскательным стандартам. Подавляющей части которых нынче присвоены Синие флаги Евросоюза.

А это ведь не обычное полотнище определённого цвета и размера. Флаг — это сертификат качества, свидетельство, удостоверяющее не только соответствующий уровень сервисного обслуживания, но и чистоту, экологическую безопасность, как самого пляжа, так и того, без чего, собственно, он без надобности… Без моря.

Вроде бы, всё логично, обоснованно и убедительно. А вот есть мнение… И готов я поспорить. Что, золотистых песчаных пляжей, неглубокого, хорошо прогреваемого летним солнышком моря и привольно раскинувшихся по всему побережью обширных сосновых лесов не было до 1920 года? Тогда почему именно 2 марта того самого года правительство Латвии из курортных посёлков побережья создало город Rīgas Jūrmala? Рижское взморье в дословном переводе. А раньше — никак было?

Вот именно, что — никак. Юрмала — это же город-курорт. Так? А какой курорт без отдыхающих? Но вот этот отдыхающий, он что — на ковре-самолёте до взморья?. . Вот именно. Курорт только тогда становится таковым, когда в дополнение к естественным составляющим — пляжам, морю, солнцу, соснам — он обзаводится и ещё какой-то инфраструктурой. Главная из которых, на мой взгляд, транспортная.

Нет, нельзя сказать, что на побережье к северо-западу от Риги дорог вообще не было. Уже с 14-го века в устье Лиелупе действовала паромная переправа. Конечно, нынешний посёлок с маленькой нерегулярной паромной переправой Буллю ни в какое сравнение не идёт.

Хотя, как сказать… По размеру, численности населения — да. И смысла нет сравнивать. А по важности? Ведь именно с Буллю начиналась пролегавшая вдоль моря дорога из Риги на Курземе и в Восточную Пруссию. И если сейчас у нас все трассы по своей авторитетности делятся на федеральные, областные, местные, то эта дорога, без всякого сомнения, была имперской. Будь по-другому, с какого тогда испугу в 1783 году Екатерина II своим специальным указом придала статус города Слоке, стоявшей на пересечении торговых путей между Германией, Курземе и Ригой?

Да. Слока как город — была, дорога, пусть и не самая лучшая — тоже. А курорта — нет. Не было. Отдыхающий ещё даже на горизонте не появился. Его время придёт чуть позже. В начале XIX века. Когда мода на морские купания из Европы дойдёт и до Рижского взморья.

Конечно, первыми купальщиками стал местный народ. Зажиточные рижане и курземские помещики. Но настоящий толчок этому делу дали… русские офицеры. Именно они стали в массовом прядке приезжать в Юрмалу после войны 1812 года.

Почему? Есть в Юрмальской истории интересная деталь. О том, что одну из первых дач на побережье в 1832 году построил генерал-фельдмаршал, князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли. Судя по всему, это не более, чем красивая легенда. Как бы кому этого ни хотелось, но не мог человек построить себе дачу через 14 лет после смерти… Но вот посодействовать мощному наплыву высшего офицерского корпуса русской армии… Вполне.

Не надо забывать, что история рода Барклаев-де-Толли очень тесно связана с Ригой. Прадед Михаила Богдановича, имевший мирную профессию адвоката, приехал в этот город в далёком 1664 году. Двоюродный брат фельдмаршала, Август Вильгельм, в 1812 году исполнял обязанности бургомистра Риги. В конце 90-х годов XVIII века сам Барклай-де-Толли командовал полком, расквартированном в районе Слоки. В этих же местах, но уже после Отечественной войны 1812 года, император Александр I наградил князя землями.

Кроме того, любой медик подтвердит, что израненный во многих боях и сражениях Михаил Богданович нуждался в серьёзном санаторно-курортном лечении. Вот и потянулись к бывшему однополчанину, сослуживцу и командиру его бывшие боевые товарищи. Друзья товарищей. Друзья друзей. Просто знакомые. А потом и незнакомые.

Конечно, первое время о каких-то удобствах и мечтать не приходилось. До побережья надо было добираться на дилижансах, останавливаться на постой в рыбачьих домиках. Но появившийся отдыхающий предъявил спрос на сервис и услуги. Не всё же боевому офицеру валяться на пляже или читать книжки? Где соответствующее предложение, которым, и только им, может быть удовлетворён возникший вместе с отдыхающим спрос?

И в 1833 году в Лиелупе была налажена регулярная паромная переправа. А уже через пять лет, в 1838 году, в Кемери открыты грязевые и минеральные источники, и он стал государственным курортом Российской империи. Эта дата официально считается годом создания курорта.

То, что и требовалось доказать. Начала развиваться транспортная инфраструктура — и появился курорт. Но всех проблем паром, пусть и регулярный, не решил. И потому наиболее удобным видом транспорта, которым можно было добраться из Риги на взморье, в 30-х годах XIX века становится пароход. В 1870 г. по этому маршруту, высаживая пассажиров в Дубулты и Майори, курсировали семь пароходов. Память об этом этапе истории Юрмалы сохранилась в названиях её улиц. Атра, Ундине, Омнибуса… Это — имена тех самых пароходов…

А потом приходит время железной дороги. В 1843 г. было открыто движение по линии Рига-Дубулты. И кроме тех мест, куда ходили пароходы, отдыхающий мог «высадиться» на пляжи Дзинтари, Меллужи, Асари.

Но даже с вводом в эксплуатацию железнодорожной линии Рига-Тукумс, что произошло в 1877 году, водный транспорт не собирался просто так сдавать свои позиции. Он боролся за пассажира ценой. До самого начала 20-го века поездка на пароходе была в пять раз дешевле.

Виной всему — своенравная Лиелупе. Во время нередких разливов река выходила из берегов, затапливала вокзалы, подмывала железнодорожные пути. Как обычно, проблема решалась за счет потребителя, и деньги, необходимые для проведения гидротехнических работ и сооружения вдоль берега — от Дубулты до Майори — бетонных дамб, доставались из пассажирского кармана.

В 1901 г. нрав Лиелупе удалось усмирить, и железная дорога сразу же перешла в наступление. В 20-е годы из Риги в Булдури можно было доехать за 70 сантимов. Это если в третьем классе. Во втором — чуть дороже: 1 лат 5 сантимов.

Но не только цена влияла на то, что пассажир стал предпочитать железную дорогу. Удобное расписание — тоже немаловажный фактор. В 1924 году на Тукумс ежедневно отправлялось 23 поезда. Причём ближе к вечеру, с 15 до 16 и с 17 до 18, чтобы горожане после работы смогли вырваться к побережью, а потом спокойно вернуться в Ригу, по три состава ежечасно.

Вот так железная дорога совершила транспортную революцию на Рижском взморье. И, как мне кажется, это не просто совпадение, что именно в 20-м году правительство Латвии приняло то самое решение…

А железная дорога и сегодня остаётся самым удобным и демократичным видом транспорта на взморье. От центрального железнодорожного вокзала до побережья максимум 20−25 минут. Только не просите в кассе, чтобы вам продали билет до Юрмалы. Такой станции у электричек, что идут на Слоку или Тукумс, нет. Но и до Приедайне брать билет нет какого смысла. Это хоть и Юрмала, но моря там не увидеть.

А вот следом за Приедайне — станция Лиелупе. Там уже можно выходить. Правда, до пляжа в Лиелупе дальше, чем в Булдури, но и без моря в посёлке есть много чего интересного. Будет время, мы с вами обязательно прогуляемся по Лиелупе и его окрестностям.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: