Какой мы увидели Беларусь?

Поговорим о дружбе народов. Если уж дружить, так дружить глобально. К примеру, взять наши, исконно славянские народы. Белорусы, украинцы и россияне все равно из одних пеленок вылезли.

Наша дружба еще со времен Киевской Руси пошла. Хотя, говорят еще ранее друг к дружке в гости бегали. Но подумайте, и куда вы с каменной дубиной на плечах доберетесь? Так что, с визитами дружбы чуть-чуть отложили. Пока лошадок не приручили. Да дорог хоть кое-каких понастроили. А какие дороги без нашей доброй автоинспекции. Знаете ли вы, что первым дорожным инспектором был Илюша, по прозванию Муромец? Объезжал со товарищами Добрыней Никитичем да Алешей Поповичем вверенную им территорию. За порядком смотрели, супостатов-нарушителей ловили.

А ездили и в те времена немало. Собирались основательно. Ведь дорога-то зачастую не на один месяц была. Упаковывался на возы скарб. Да и о пропитании надо было подумать. Ходили и на челнах по Днепру-реке. Далеко можно было доплыть. Ведь река-то едва ли не от моря до моря тянется.

Кстати, и туризм в те времена был на высоте. Существовал особенно популярный маршрут «Из варяг в греки». Все как положено. Категория водного туризма с элементами экстрима. С осмотром местных достопримечательностей. С согласия аборигенов или нет, это уж как выпадало по ситуации. И с призами, которые сами же туристы себе добывали по ходу движения.

Чуть позже к этому делу начали относится более основательно. Начал развиваться корпоративный туризм. Это чтобы не поодиночке, а организовано, всей компанией. До наших дней дошли описания одного из таких туров. Назывался он монголо-татарское иго. И слово же нашли однако! Это, наверное от того, что основным транспортом были лошадки. Представьте себе, несколько месяцев в седле. Здесь точно по лошадиному заржешь.

А уж совсем недавно еще одна кампания была. Некий германский ефрейтор как-то подумал за кружкой доброго баварского пива, — а не сходить ли нам на восток? И организовал-таки грандиознейший тур. Причем в категории военного туризма. Все было, как положено по сценарию. Большой выбор транспорта от самолета до танков и кораблей. Интереснейшие достопримечательности. Вот только изменения по ходу пришлось вносить основательные. Причем, почему-то в основном по инициативе местного населения. И возвратились далеко не все. Понимать надо — экстрим все-таки. Зато с этнографическими сувенирами. В лаптях на ногах и с модным платочком на голове. Народ-то наш добрый, щедрый, если уж что, то ото всей души.

До сих пор некоторые переквалифицироваться не могут. Говорят, что в одном белорусской деревне недавно вот выскочил из лесу старый такой дед. Зато с автоматом через плечо. Ну, это чтобы полностью соответствовать образу. Подбегает, — бабка, немцы в селе есть? А она ему, — родненький, война-то шестьдесят лет тому назад как закончилась-то. — Тьфу. А я до сих пор поезда под откос пускаю…

Вы думаете, в наше время страсть к путешествиям пропала? Как бы не так! Вот, буквально на днях журналисты с визитом дружбы в Беларусь ездили. Вы спрашиваете, кто такие журналисты? Знаете, это порода такая. Внешне вроде так на обычных людей похожи. А по сути… Если сравнить, то таких зверюг и придумать тяжко. Уж как вцепятся, то все, лучше сразу самим сдаваться.

Как это было? Все началось с утра в понедельник. Почему с утра? Так это еще небезызвестный Винни-Пух обосновал. А что касается понедельника, так все добрые дела делать так полагается. Так вот, собрались за чашечкой чая. Другого ни-ни, не подумайте. Выслушали отеческие напутствия на дорожку. Сели в автобус и поехали. Хотя уж через каких-то три часа на границе нас уже встречали.

Вы только подумайте! Слово-то какое, граница. И это между нашими братскими народами. Служивые люди начинают о чем-то спрашивать, что-то просто требуют показать. Почему-то вспомнился аналогичный случай. Пограничник спрашивает у обстоятельного такого мужичка, — валюта, наркотики, оружие есть? Конечно, отвечает он и открывает чемодан. А там этого добра, и не только — в изобилии. — Это ваше? — Нет, это ваше, мое в багажнике лежит.

Так вот, зато на той стороне нас уже встречали. С хлебом и солью. С милицией и хуткой дапамогой. Последние — это те, которые в белой такой машинке ездят и все в белом, докторами зовутся. Ну, вкусили мы хлеба, приняли поздравления и двинулись дальше. Таким себе парадным выездом. С иллюминацией. Огоньки-то такие красненькие, синенькие впереди на милицейской машине так и сверкают. Опять чего-то припомнилось. Один милиционер в машине спрашивает у другого, сидящего рядом, — посмотри, мигалка-то работает? Тот высунулся из окна и отвечает, — работает, не работает, работает…

Но не будем отвлекаться. Ехали мы по этой международной трассе недолго. Вскоре свернули куда-то в сторону и углубились в леса. А за ними потянулись поля, поля… И как ни странно, все ухоженные. Прямо глазам не верится. На вопрос, чье это все, последовал ответ, прямо как в сказке «Кот в сапогах». Помните, там все отвечали, — маркиза Карабаса, и так на каждом повороте. Вот точно так и нас. Только собственность оказалась совхоза «Сож». Как выяснили, загадочное имя пошло от названия реки, протекающей неподалеку. А хозяйство огромное. Между прочим, крупнейшее в Гомельской области.

И тут нам подложили свинью. Причем не одну, а более ста тысяч. Не поняли? Просто повезли нас на свиноводческий комплекс. Когда-то, еще во времена Советского Союза таких было всего четыре. Представляете, какое свинство развели. Прямо диверсия какая-то. Глядишь, скоро украинцы будут есть белорусское сало. Так еще мало хозяевам показалось. Еще более расширяются. А в обслуге у хрюшек числится более тысячи человек.

Хотя, надо честно признаться, для людей условия тоже очень даже ничего. Коттеджи новенькие предоставляются. Хочешь, плати арендную плату. А можно взять и в кредит на сорок лет. Выплачивай себе понемногу. Зато это уже все твое. Кстати о зарплате. Как вам нравится триста долларов и на селе? И это на всем готовом. Кроме того, детские садики, поликлиника, спортивный комплекс. Прямо завидно стало. Так хочется послать все, ну вы сами знаете куда и эмигрировать в эти места на постоянное проживание. Настроение немного улучшилось, когда немного перекусили, чем бог послал. В роли полномочных представителей всевышнего, как сами понимаете, оказались хозяева этой земли. А то, что было на столах… Это просто пером не описать. Так что, значительно отяжелевшие и слегка осоловевшие тронулись дальше.

Как говорится, мир построен на контрастах. Съездили на село, — так нужно и на завод заглянуть. В роли последнего оказался «Гомсельмаш». Ничего себе заводик! Такой себе город в городе. И ведь еще и работает! И хорошо при том работает. Когда-то он был монополистом, выпускал кормоуборочные комбайны. Видел как-то. Что-то такое зеленое и страшненькое. Видно, выводы были сделаны. И теперь здесь выпускается практически вся техника для нашего бедного села. И не только для нашего. И не только для бедного. Оказывается, и проклятые капиталисты с Запада не гнушаются покупать это детище гомельских мастеров. А почему бы и не покупать? Все, как говорится на уровне. И конструкция и исполнение. Кстати и внешне очень даже симпатично смотрятся. Даже нашим барышням понравилось. А в качестве изюминки продемонстрировали нам лазерный комплекс. Все он может. Разве только не танцевать. И в качестве сувенира каждый уносил с собой герб завода, искусно вырезанный умной машиной.

Последним ударом этого дня, аперкотом, как называют это в боксе, стало посещение радиологического медицинского центра. Что вам сказать? Даже аналогии трудно подобрать. Во всяком случае, подобного я даже близко не видел. Дворец медицины, открытый для всех. Вот что это такое. Суперсовременное оборудование в сочетании с комфортнейшими условиями. Что здесь есть? Спросите лучше, чего здесь нет. Я, к примеру, ответа на этот вопрос так и не нашел.

Так что совершенно обалдевшие от увиденного поздно вечером подъехали мы к гостинице. Любой нормальный человек после такого напряженного дня рухнет на койку, едва до нее добравшись. Но это ведь человек. А здесь журналисты. Кинули вещи, слегка ополоснули морду лица и вперед — на ночную прогулку по городу. Ведь другого времени просто у нас не было. А хочется увидеть все.

Побродив еще с часок, решили, что надо и честь знать. И на остатках энтузиазма добрались-таки до своих кроватей. Уснули сразу же, как убитые. Надо ли говорить, что каких-либо снов никто не видел.

Знаете, кто самый большой враг человека? Конечно же, будильник! Он бесцеремонно вторгается в святая святых и нагло выдергивает вас из сладких объятий Морфея. Кто сказал, с добрым утром? Правильно говорят, утро добрым не бывает. Чисто на автомате спускаемся в ресторан. Об этом действе стоит немного сказать особо. Как мне нравятся эти шведские столы! Заходи и бери себе что хочешь. Честно говоря, не знаю, как выживают гостиницы. Ведь нашего человека только допусти до халявы. Через силу будет заталкивать. Хотя все же завтрак особых изменений в настроение не приносит. В автобусе такое себе сонное царство. Но, дорога зовет.

Первая остановка уже традиционна. Конечно же, сельскохозяйственное предприятие. На этот раз оно носит название «Бобовский» и расположено на территории Жлобинского района. Опять те же коттеджи. Те же условия для работающих. Только специализация немного иная. Ну, нельзя же так над людьми издеваться! Завидно же. Заглянули в местный детский садик. Нас встретила ватага ребятишек примерно одного возраста. Так, что и с рождаемостью здесь видимо все в порядке.

На въезде в районный центр увидели огромное сооружение дворцового типа. Оказался действительно дворец, только спортивный. Не упустили случая, чтобы хоть одним глазом заглянуть внутрь. Что вам сказать? Это надо видеть собственными глазами. Ледовая площадка, бассейн, водный комплекс, еще там что-то. И как рассказали нам, в ближайшем будущем рядом будет построен водный стадион и гребной канал. Честно говоря, такому комплексу и некоторые столицы бы позавидовали. А это всего лишь районный центр.

Но время бежит. Следующим нашим объектом является «Белорусский металлургический завод». Собственно говоря, это ради него возвели город. Кто был на подобном предприятии, может себе представить это. Циклопические размеры. Километры тянущихся цехов. Едва не попали под колеса странного вида автомобилей. Как вам это сказать? Представьте себе стакан высотой этак метров с десять. И он водружен на самодвижущийся механизм с непонятным количеством колес. Как объяснили нам, это транспортное средство перевозит жидкий металл из одного цеха в другой.

Прокатный стан чем-то напомнил артиллерийское орудие. Принцип действия прост. С одной стороны подается брусок металла, напоминающий железный столб прямоугольного сечения. Он с огромной скоростью проносится между валками. И в результате получается готовая продукция. То ли какой-то профиль, то ли проволока. Но это все на бумаге просто. А на самом деле зрелище просто впечатляющее. Ярко-желтого цвета кусок металла длинной в несколько метров вдруг курьерским поездом проносится мимо тебя.

Гордостью завода является цех по выпуску автомобильного корда. Проще говоря, металлической проволоки, служащей силовым каркасом для автомобильных шин. Нас сразу же предупредили, чтобы не пытались его порвать, легко пораниться. Разумеется, доброго совета не послушали. Попытки были. Ранения тоже. Хорошо, что при входе каждому вручили в подарок по образцу этой продукции. Видно, опыт есть. Ведь наш народец такой, не дашь, сами экспроприируют. Благо, что сфера применения аж сама просится — рыбалка на хищную рыбу. Кстати, этот самый корд используют у себя такие ведущие мировые производители шин, как «Мишлен» и «Гудиер». Также похожую продукцию закупает космическое агентство США НАСА. Представьте себе уровень.

Немного отойдя во время обеда, двигаемся дальше. Стеклозавод «Елизово» являет собой островок капитализма в этой, не знаю как и сказать, стране. Это совместное предприятие с австрийцами. Когда-то это было рядовое предприятие, выпускающее обыкновенные стеклянные банки. Теперь они тоже выпускаются. В том числе. А, кроме того, бутылки самого разного размера и предназначения. Забавно было посмотреть на плюющийся автомат. Именно так. Говорят, что плеваться — это не культурно. Но оказывается, иногда просто красиво. Представьте себе огненные комочки стекла, вылетающие с сумасшедшей скоростью. Один за другим. И каждый попадает в точно предназначенное именно для него, место. Потрясающее зрелище!

А в заводском музее познакомились с халявой. Нет, это не то, что вы подумали. Просто так в бытность называлась заготовка для изготовления листового стекла. А рядом выставка старых, добрых граненых стаканов. Кстати, вы знаете, что совсем недавно у этого, прямо-таки культового изделия, был юбилей. Шестьдесят лет все-таки. Солидный возраст. И судя по всему, одному из наиболее известных в широких массах произведений скульптора Мухиной уход в забвение не грозит. Спрос превышает предложение.

Наконец к полуночи добираемся в столицу Беларуси. Город встречает нас переливами множества огней. А на следующий день нас ждут новые приключения.

Прямо с утра выезжаем на Минский тракторный завод. Это целое государство в городе. Со своими улицами, регулировщиками и транспортом. Продукция, наверное, в рекламе не нуждается. Тракторы «Беларусь» все знают. Когда-то выпускалась только одна модификация. Теперь нам демонстрируют целую линейку. От простого мотоблока для приусадебного участка до гиганта для бескрайних полей. Хотя, если честно, меня привлек странного вида агрегат. Трактор не трактор, машина не машина. Что-то совсем непонятное. Как нам объяснили, это универсальное транспортное средство. Хочешь паши, хочешь вози. В общем, транспорт на все случаи жизни. А неподалеку стоял гусеничный трактор на резиновых гусеницах. Для особенно бережного отношения к почве. Что ж, это приятно, о природе также здесь не забывают.

На загородное шоссе прямо у дороги грозно смотрят артиллерийские орудия старого дота. А рядом тяжеловесные танки. Чуть далее за пригорком виднеются стремительные контуры ракет. Это «линия Сталина». Любовно восстановленный энтузиастами фрагмент Минского укрепленного района. Построенный еще до войны, он, кажется и сейчас готов к защите рубежей столицы.

Интересна история одного, с виду небольшого, железного дота. Его нашли довольно далеко от этого места. Все попытки хоть как-то сдвинуть с места заканчивались неудачей. Вес все-таки достигает двадцати двух тонн. Незаметно подошел какой-то человек. Поговорили, он взял координаты музея. И вдруг через пару недель во двор въезжает трейлер, на котором тот самый бронеколпак. Как говорят, простой белорусский миллионер проникся идеями возрождения своего прошлого и решил немного помочь. Причем абсолютно бескорыстно. Таблички с его именем мы что-то не приметили. И бывает же такое!

А как вам пострелять с настоящего станкового пулемета «Максим»? Невольно переносишься во времена батьки Махно. Ведь это его было любимое оружие. Вот только тачанки нет. Хотя некоторые наши товарищи не отчаиваются. И лихо начали раскатывать по двору на реликтовой полуторке. Хорошо, что еще к танку их не допустили. Представляете себе такое скопище сумасшедших на броне? После сытной солдатской каши и обязательных боевых сто грамм настроение заметно улучшается. И нас уже не может остановить ни туман, ни периодически начинающийся моросящий дождь.

Где-то через час оказываемся на улицах небольшого, но известного городка Жодино. Чем, спрашиваете, известен? Своим автомобильным заводом, который называется по-простому — БелАЗ. Надо сказать, предприятие то с солидной биографией. Кстати, треть мирового выпуска большегрузных автомобилей производится как раз здесь. Хотя экскурсия в заводской музей особенного впечатления не производит. Ну, стоят себе игрушечные машинки. Ну, так и что.

А вот когда пошли в цех главного конвейера, тогда совсем другое дело. Кстати их на БелАЗе два. Один для выпуска легких, если так можно выразиться, машин. Другой — для тяжелых. Да, совсем забыл, есть еще экспериментальный цех. Но это уже совсем другая история. Что можно сказать. Это просто поражает. Возникает такое ощущение, что тебя основательно ужали. Особенно это чувствуешь на втором конвейере. Здесь собирают вплоть до 250-тонников. Сразу же возникла очередь — сфотографироваться внутри колеса этого мастодонта. Кстати, место, где их собирают, называется стапелем, по аналогии с судостроением. И это верно. Масштабы в чем-то похожи.

Но это еще что. Самые крупные, уникальные машины делают в экспериментальном цехе. Совсем недавно, несколько месяцев назад, из его ворот вышел 320-тонник. Вернее, не совсем нормально вышел. Когда сделали, оказалось что эта машинка в ворота-то и не пролезет. Пришлось стену цеха разбирать. Конечно, ведь диаметр колеса — четыре метра. А кабина возвышается где-то на уровне третьего этажа. Первый экземпляр уже трудится в карьерах Кемеровской области России. А в стадии заключительной сборки находятся еще две машины. Думаете, это все? Как бы не так. Уже спроектирован 500-тонник. Вы можете себе такое представить? Так, что, совсем ошалевшие от увиденного, поздно вечером возвращаемся в свою гостиницу.

Очередное утро заставляет с места броситься в галоп. Успеть надо все, ведь сегодня день отъезда. Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя» очень во многом напоминает радиологический в Гомеле. Такой же суперсовременный уровень. И все пахнет свежестью. Сдали его совсем недавно. Познакомились и с новыми жителями Беларуси. Лежат себе тихонечко, как куколки. Вот только на наши нахальные попытки запечатлеть их для истории ответили негодующим криком. Так что, пришлось срочно ретироваться.

А дальше поехали в национальную библиотеку. Что можно о ней сказать? Во-первых форма. Представьте себе кристалл высотой этак с двадцатиэтажный дом, стоящий на подставке. Вот, приблизительно, то, что мы видели. А внутри свыше 8 миллионов книг. И убранство, надо сказать соответствующее. В самом центре библиотеки находится круглый зал. Он действительно круглый, а в центре круглого зала находится круглый стол. Именно за этим круглым столом и состоялась наша встреча с Бацькой.

Для не совсем осведомленных, это так кличут белорусы своего президента. Кстати, сам Александр Григорьевич совсем не против, чтобы его так звали. И даже подвел под это своеобразное научное обоснование. Передавать текст беседы нет никакого смысла. Для интересующихся есть стенограмма на сайте президента Беларуси.

Вечером, уже сидя в поезде, делимся своими впечатлениями. Поездка удалась. Проложена еще одна тропинка в наших дружеских отношениях. Мы уезжаем. Но уезжаем, чтобы вернуться. Потому, что здесь нас ждут. Потому, что здесь наши братья по крови. Что бы кто-то ни говорил.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: