Невидимка: друг или враг? Особенности советской экранизации
Роман англичанина Герберта Уэллса «Человек-невидимка» — одно из моих любимых произведений этого писателя, хотя в детстве сильнее всего меня поразила «Война миров». Сама книга, как известно, экранизировалась множество раз. Сколько кинофильмов было снято «по мотивам» этого бессмертного произведения — уму непостижимо. Советские кинодеятели решили приобщиться к мировой классике фантастического жанра достаточно поздно, сняв первую (и последнюю) экранизацию лишь в 1984 году. О ней, а также о некоторых других фильмах, в данной статье речь и пойдет.
Режиссером советского фильма, который так и назывался — «Человек-невидимка», стал некто Александр Захаров, киевский художник и мультипликатор, а затем и выпускник режиссерского факультета ВГИКа. Для Захарова эта картина стала первым и последним опытом работы в полнометражном кинематографе. Позднее он снял лишь короткометражку «Волшебная лавка» (также основанную на произведении Уэллса), после чего ушел из кинематографа. О причинах сего поступка нам остается лишь догадываться.
Наш вариант вывернул оригинальное произведение писателя наизнанку, представив ученого-физика Гриффина мучеником и страдальцем на страже науки и морали. Здесь создатели не просто слукавили, а фактически изменили замысел Уэллса на противоположный. В книге Гриффин — злой гений, стремившийся при помощи своего изобретения стать властелином мира. Советское кино не могло позволить себе подобным образом выставлять на посмешище научную мысль, поэтому в результате мозгового штурма было решено всю вину переложить на другого персонажа — старого друга Гриффина, доктора и фармацевта Кемпа.
В отечественной версии бедный и несчастный, покинутый всеми, гонимый толпой и властями, невидимый ученый находит последнее пристанище в доме своего бывшего товарища, который предлагает ему устроить царство террора и страха, начать так называемую «Эру невидимки». Гриффин, будучи идеалистом и настоящим бессребреником, отказывается, после чего Кемп крадет его записи, чтобы передать их полиции (или воспользоваться самолично — наш советский Кемп не успел определиться).
В оригинале же всё было совсем наоборот. Коварный и практически сумасшедший Гриффин не принял отказ Кемпа сотрудничать и объявил на него показательную охоту, дабы продемонстрировать всему миру в лице старой доброй Англии, что с невидимкой шутки плохи. Однако план Гриффина не сработал, и он сам стал жертвой своего честолюбия, тщеславия и прочих отрицательных качеств. Его умственных способностей, конечно, сей ужасный поступок не умаляет, но, увы, гениальный ученый унес все свои тайны в могилу.
Если честно, трактовка Захарова и компании хоть и интересна в экзотическом смысле, но глаз не радует. Во-первых, снято всё слишком быстро, наскоком (хронометраж ленты всего 83 минуты). Персонажи — размытые, нечеткие, толком не проработанные. После просмотра запоминается лишь сам Гриффин, которого, кстати, блестяще сыграл Андрей Харитонов, а также бродяга Томас Марвел в исполнении Леонида Куравлева. Правда, Куравлев по сюжету зачем-то постоянно пытается хохмить и напоминает своего Шуру Балаганова из «Золотого теленка».
Во-вторых, весьма удручает работа музыкального редактора. Именно редактора, а не композитора Эдуарда Артемьева. Напоминаю, что роман Уэллса — это не детская сказочка на ночь, а мрачный триллер с элементами фантастики. И когда по ходу повествования в советском фильме начинает звучать фривольная музычка, а то и песни (мюзиклы — наше всё), складывается впечатление, что у авторов, мягко говоря, крыша поехала. Слава Богу, таких моментов мало, но они есть и общее впечатление портят.
Учитывая, что наш Гриффин — герой положительный, сей факт в картине Захарова дополнительно приукрасили романтической любовной линией с мисс Джейн Бет (Наталья Данилова). В книге, само собой, всех этих розовых соплей нет, а наличие у главного героя любовной пассии затрагивается в тексте лишь вскользь. Одно радует, что данную линию пришили достаточно аккуратно, не дав ей смешаться в кучу с основным сюжетом, в котором и так наворотили бед.
Таким образом, на руках мы имеем достаточно спорное творение. С одной стороны, само собой, ностальгия, хорошие актеры и похвальное стремление донести классику в массы доступным языком. С другой стороны, слишком уж фривольное обращение с первоисточником, отсутствие саспенса и напряжения книги, а также неумелый звуковой ряд.
Если вы спросите меня, какой вариант прочтения «Человека-невидимки» мне дорог больше всего, я без лишних раздумий отвечу, что с удовольствием бы пересмотрел телевизионный сериал BBC «Человек-невидимка» (The Invisible Man), снятый, между прочим, в том же 1984 году. Данный шестисерийный телефильм, кстати, демонстрировался по Центральному каналу советского ТВ. Вот где авторы постарались на славу. Сделан этот сериал максимально достоверно и близко к тексту, главный герой по-настоящему вызывает жалость и отвращение, ну и плюс мрачная, готическая, тональность фильма пошла ему только на пользу. И по сей день данная экранизация считается самой лучшей. Было бы удивительно, если бы сами англичане сняли халтуру.
Американцы, как водится, большую часть мировой классики перенесли на большой экран еще в Золотую эпоху Голливуда. Первый «Человек-невидимка» вышел на экран в 1933 году, кинозлодея сыграл Клод Рэйнс, а женскую партию исполнила Глория Стюарт (недавно умершая актриса, известная молодому поколению по роли в «Титанике»). После этого было снято множество фильмов на кино и телевидении.
Самым известным последним воплощением персонажей Уэллса можно считать триллер Пола Верховена «Невидимка» (Hollow Man, 2000) с участием Кевина Бейкона и Элизабет Шу. Верховен взял в свой фильм лишь сам принцип «невидимости», сделав главного героя не просто злым гением, а настоящим психопатом и безжалостным убийцей. Спецэффекты были на уровне, однако в результате получился вполне заурядный голливудский фильмец.
Само собой, что не всегда невидимка был плохим парнем. В 1992 году известный режиссер-постановщик фильмов ужасов Джон Карпентер, автор «Нечто» и «Хэллоуина», неожиданно снял криминальную комедию «Воспоминания человека-невидимки» с участием чисто комедийного актера Чеви Чейза. Полагаю, многие этот фильм видели и помнят, что по сюжету бедняга Чейз стал невидимым совершенно случайно, заснув с похмелья в туалете некоего научного учреждения. Однако возникшие проблемы с общением и его мытарства с властями, желающими использовать его в качестве подопытной крысы, переданы вполне в духе книги Уэллса.
Резюмирую. Не все советские экранизации английских писателей удобоваримы для просмотра. Увы, но наш «Человек-невидимка» слишком прост и прямолинеен и выглядит как искренняя, но, тем не менее, дилетантская поделка. Если вы действительно хотите проникнуться духом произведения Герберта Уэллса, постарайтесь найти сериал BBC 1984 года, хотя сделать это будет весьма сложно.