Фильм «Край». Как Владимир Машков в тайге военным паровозом управлял?
На Руси к убогим издревле относились с жалостью. Старались их не забижать. А и правда, что с убогого возьмешь? Важно различать истинно убогого от надевшего маску оного. Давеча возле известного собора в Москве я наблюдал сцену: калека, типа без ноги, при входе на территорию монастыря просил милостыню. Ему, убогому, ясное дело, подавали.
Каково же было мое удивление, когда у него затренькал телефон и «убогий» проворно подскочил на обе ноги (вторая, очевидно, моментально отросла) и отошел за угол. Я немало видел телефонов, но с уверенностью скажу, что достал он из дырявых порток смартфон! Не меньше. С таким широким экраном я знаю целую линейку недешевых аппаратов. Вот тебе, батюшка, и Юрьев День! Вот тебе и убогий…
В картине «Край» мы также будем иметь дело с фальшивой убогой. Вернее, вынужденно фальшивой и вынужденно же убогой. И такое бывает, если события происходят на Руси-матушке. А еще причудливости добавляет тот факт, что российским убогим становится подданный иностранного государства… Весьма симпатичный подданный, должен я признать по-мужски, если отмыть с нее таежную грязь. Тайга от автора далеко, а вот актер Владимир Машков туда добрался в образе машиниста Игната. Именно Владимир сыграл своеобразную роль Мойдодыра, сначала отмыв убогое создание, а затем снова законсервировал. Оригинал, однако!
Да, следует признать, что в фильме «Край» Владимир Машков и вовсе на себя не похож. Я недавно, пару недель назад, посмотрел с ним фильм «Домовой», где он играет киллера. Холодного, расчетливого. В «Кандагаре» — тоже его амплуа — весельчак, раздолбай, бабник. В «Крае» же его герой Игнат — малость шибанутый на голову, как лично мне показалось. Вскоре авторы картины дают пояснение: время действия картины — сразу после ВОВ. Фронтовики вчерашние пашут на самых разных работах.
Игнат — машинист, и машинист от Бога. Я не знаю, кто консультировал Владимира Машкова по вопросам управления древними паровозами, но в картине «Край» он лихо орудует всякими рычагами, молниеносно швыряет уголь и дрова в топку, да еще здорово кумекает в давлениях пара и даже в разрушении состава (в одном из важнейших эпизодов он умудряется отодрать намертво прикрученный прибор давления). На фронте Игнат был контужен, и теперь периодически у него приключаются припадки.
Припадки припадками, а мужицкое дело Игнат знает. Как женщину у напарника увести, да мозги ей запудрить. Но не только женщину. Еще и паровоз у коллеги также умыкнуть. Или расколошматить. Для диалогов герой Машкова избирает язык жестов: он сначала бьет по физиономии собеседнику и только затем задает и отвечает на вопросы. Контуженный, что с него взять!
Давно примечено, что у человека, которого толпа считает немножко «не того», открывается некий «третий глаз». Способность видеть и обнаруживать скрытые явления и предметы. Экстрасенсы ищут угнанные машины по фото, как иголку в стоге сена. А Игнат находит заросшую рельсовую дорогу глубоко в тайге, а на ней — паровоз! Еще довоенный. За годы порос металл мхом.
Казалось, мертвая глыба железа, о которой все забыли в чаще таежной. А к паровозу в довесок предлагает тайга живого человека — одичавшую за многие годы одиночества молодую немку Эльзу (актриса Аньорка Штрехель). Что Эльза — дикая, что Игнат — дикий. Та в него из ружья палит, а мужик не знает, то ли придушить ее, то ли любить.
А в каких видах все это авторы снимали! Бескрайние просторы русской тайги. Как же она смотрится умильно с экрана. А вот оказаться там в реальности — дело иное. Тайга — она ведь живая. Медведи, рыси, волки… Игнат умудряется вдохнуть жизнь и в мертвый паровоз. Удивительно выглядит общение двух персонажей — Игната и Эльзы. Она шпарит по-немецки, он по-русски, и прекрасно друг дружку понимают. Дикие персонажи вместе трудятся, чтобы выехать на паровозе на большую землю, и благодаря знаниям Игната да русскому «авось» им это удается!
Откуда взялась симпатичная (если отмыть) молодая немка в тайге — будет рассказано в фильме. И это правильно, потому как я бывал в тайге и скажу, что нечасто можно встретить там не только иностранца, но и просто человека. А тут девушка всю войну просидела в лесной глуши. Людей не видела, дичала. Прямо скажем, что подобный поворот сюжета авторами придуман весьма удачно. В чем его привлекательность? В неожиданности. Странная история любви русского мужика, не юнца, и двадцатилетней немки, что, как снежный человек, много лет подряд существовала вне цивилизации.
Как водится, у немки есть неоплаченный счет: отомстить за смерть своего отца, убитого еще до войны главным злодеем фильма — директором лагеря «Фишманом» (актер Сергей Гармаш). Что у актера Гармаша здорово поставлено, так это глотка! В фильме «Край» он почти все время либо орет, либо приказывает. Или все вместе — одновременно. Ох! Думаю, из актера Сергея Гармаша отличный командир бы вышел в армии. Без шуток.
Главным героям — злодею и дикому машинисту — предстоит сойтись в напряженной сцене схватки на паровозах. Погоня одного за другим, как я считаю, лучшая сцена в фильме. Все мы зрители уже многое видали: автопогони, погони на катерах, карусели на самолетах, преследование на подводных лодках. А тут — на почерневших паровозах. Мне, как зрителю, данная новизна пришлась по душе. Также мы видим не гламурненького Машкова (типа упакованный киллер или рафинированный летчик), а самый что ни на есть чумазый и небритый машинист. Весь в масле и угольной копоти. Этакий прокопченный угорь — вот каков Машков в фильме! А его напарница Эльза (Аньорка Штрехель) получилась, как сельдь под белым луком. И темная, и яркая одновременно.
Фильм «Край» — история про людей. Здесь нет феерических боевых сцен с кучей падающих трупов. Житейская, но очень необычная история. Мне работа Машкова пришлась по душе в этом фильме. Даже язык простого мужика здесь идет Владимиру больше, чем в том же «Домовом».
Режиссеру Алексею Учителю нужно было как-то «разрулить» концовку. Не буду учить Учителя, как это можно сделать, но решение с некоей амнезией от удара прибором по голове Фишмана — неправдоподобно и не «лезет ни в какие ворота». То ли юмор, то ли фантазия, то ли просто стеб.
И еще меня поразил бюджет: 11 млн. «убитых енотов!». Дорогие билеты покататься в тайге на ретро-паровозе и мишку таежного поснимать! Где они там — 11 млн? Пропали в тайге…
Но несмотря на все минусы и несуразности фильм смотрится на оценку 7 из 10.