Скучная сказка «Повелитель стихий», или Как Найт Шьямалан Землю спасал?

Все точки над «Ё» расставим с самого начала.

Во-первых, я не смотрел американский анимешный сериал «Аватар: Последний маг воздуха». И не собираюсь.

Во-вторых, я вполне терпимо отношусь к творчеству индийского режиссера М. Найта Шьямалана, хотя и не считаю себя большим поклонником его произведений.

И в-третьих, последний опус индуса-загадочника имеет мало общего как с сериалом-первоисточником, так и с предыдущими работами Шьямалана в качестве постановщика. Поэтому ругать «Повелителя стихий» можно и нужно вполне обособленно.

…Время и место нашей истории значения не имеют. Перед нами сказка, а значит, фоном сойдет любое «…дцатое Королевство». Тем более что королевство это находится в глубоком раздрае из-за внезапной пропажи некоего Аватара, многие века удерживавшего братские народы Огня, Воды, Земли и Воздуха от междоусобной резни.

Аватар — это не идол, не магическая сфера и даже не кольцо Всевластья, а вполне осязаемый субъект, обладающий двумя неоспоримо ценными качествами. Его невозможно убить навсегда, ибо товарищ тут же перерождается в новом теле. Плюс к этому Аватар, в отличие от остальных магов, населяющих этот мир, умеет обращаться со всеми четырьмя стихиями разом. Или по отдельности. В общем, как того требует заклинание. Этакий бессмертный универсальный маг-волшебник с добрым сердцем и стальными кулаками.

Как только Аватар сгинул в небытие, народ Огня, всегда стремившийся захватить в королевстве власть, начал остальные народы усиленно нагибать и эксплуатировать. До рабских галер дело пока не дошло, но магам Земли и Воды запретили под страхом сожжения на костре практиковать свою земноводную магию. Магов Воздуха же просто всех перерезали, ибо Аватары перерождались только на их основе. Таким образом, Хозяин Огня Озай (Клифф Кёртис) подстраховался на все случаи жизни. Если бы не один нюанс.

Дело в том, что Аватар не умер, не самоубился и у него не кончился срок действия. Он просто потерялся. Как Гадя Петрович Хренова из выступления сочинской команды КВН «Утомленные солнцем». Пошел прогуляться, полетать на своем любимом ручном бизоне Аппе, и его смыло. В буквальном смысле. Попал в шторм, потерял сознание, очнулся… А очнулся наш Аватар только спустя 100 лет — и то благодаря неуемному любопытству двух чукотствующих потомков народа Южных магов Воды. Вырасти Аватар не успел, так как попал в самопальный криоген еще в дошкольном возрасте. Теперь судьба всего человечества находится в руках татуированного мальчишки, который даже не успел полностью изучить учебник «Аватарологии» за третий класс и не умеет пользоваться никакими заклинаниями, кроме заклинаний Воздуха.

Ситуация осложняется тем, что маги Огня продолжают замышлять недоброе. Неймется им, видите ли, видеть себя в виде начальников всея Земли. Бедного щуплого пацаненка преследуют все, кому не лень. И сам Хозяин Огня, и его главный генерал, хитрый и коварный Джао, и даже принц в изгнании Зуко, для которого Аватар (живой или мертвый, не важно) является символом возвращения из опалы. Однако белогривые маги Воды и узкоглазые маги Земли Аватаром с подлыми любителями фаерболов делиться не намерены. Самим пригодится. Тем более что пацан пока трюкам не обучен и в бою практически бесполезен.

Назревает массовая драка с факелами и снежками. Аватар спешно тренируется раздвигать реки руками, а маги Огня никак не могут поделить меж собой право на доставку его хладного трупа к ногам Хозяина…

Если бы Шьямалан и компания сняли свой фильм примерно так, как я его описал, у них получилось бы вполне пристойное зрелище. Но, увы, создатели «Повелителя стихий» по какой-то неизвестной причине решили снять серьезное, пафосное, почти двухчасовое эпическое и совершенно дурацкое кино. Претензий дюже много, так что давайте не будем толпиться, обсудим их в порядке очереди.

Начнем, как водится, со сценария. Впихать невпихуемое — как известно, задача непосильная даже для магов. Шьямалан не только не маг, он даже фокусник хреновый, поэтому собрать всю мифологию и тщательно продуманный фэнтезийный мир телесериала в одном полнометражном опусе у него не вышло. Получилось быстро, бегло, между строк и между делом. Пять минут назад еще никто понятия не имел о том, кто такой Аватар, а он уже скачет по карте местности и устраивает локальные революции в захваченных огнеборцами селениях. Само собой, авторы до умопомрачения надеялись, что «Повелитель стихий» станет кинохитом, поэтому и конец у фильма сделали открытым. Не просто намекающим на продолжение, а конкретно тыкающим зрителя в сей неумолимый факт. Будет сиквел, хоть ты тресни.

Диалоги. Эти вялые, бессмысленные, заточенные под попкорножующую массу фразы назвать диалогами нельзя ни при каких условиях. Герои постоянно ведут глубокомысленные разговоры о спасении мира, о том, что они за кого-то в ответе, что им нужно куда-то идти и с кем-то бороться. Они не спят, не едят и в туалет, извините за интимную подробность, не ходят. Они переживают друг за друга и машут руками, аки мельницы, изображая позу журавля в стиле пьяной обезьяны.

Пафос. Он не дает разговаривать героям как нормальным, живым людям. Уровень пафосности настолько зашкаливает, что, наблюдая за жалкими потугами убогого актерского состава, становится неловко за себя, сидящего в тишине кинотеатра и не спасающего в данный момент ничего, кроме стакана Пепси-колы от перегрева. Хочется встать и записаться куда-нибудь — в армию Гондураса, в скауты, в адвентисты Седьмого дня или, на худой конец, кружок кройки и шитья. И зашить этим говорящим куклам рты. Раз и навсегда.

Спецэффекты. 150 миллионов, друзья. Это не цифра, взятая с потолка, это официальный бюджет «Повелителя стихий». И бюджет этот освоили под самый корень. Однако кто и когда — не совсем понятно, ибо в самом фильме присутствие этих денег не наблюдается. Только не говорите, что несколько ржавых кораблей, летающий бизон и пара трюков с водой теперь столько стоят. Лучше хорошенько проверьте карманы господина Шьямалана, ибо пару десятков лямов он точно в них оставил. Мне особенно жаль тех доверчивых зрителей, кто ринулся смотреть эти водные брызги и огненные всхлипы на большом экране в 3D. Искренне жаль, ибо деньги за просмотр брали, а не давали.

Теперь об актерах. Такое бывает исключительно редко, но бывает. 100-процентное непопадание. Кошмарят все — от мала до велика. Политкорректный Шьямалан сделал всех своих бывших соотечественников плохими. Дев Патель, он же «миллионер из трущоб» — принц Зуко, а Аасиф Мандви — генерал Джао. Патель, что называется, попал не на ту передачу, поэтому ведет себя как-то скованно, постоянно кривит губы, нервничает и пучит глаза, что в Болливуде отвечает за эмоции страха и ярости.

Мандви менее грациозен в своих попытках понравиться. Он вообще слабо похож на актера, тем более кинозлодея. Его бы поменять с иранцем Шоном Тоубом, сыгравшим роль дяди Айро, но поезд ушёл. Клифф Кёртис — единственный вменяемый персонаж со стороны «плохих парней», однако у него роль микроскопическая и картонно-шаблонная: плохой папа с имперскими замашками. С «хорошей стороны» всё еще хуже, там в принципе никого, достойного упоминания, не обнаруживается. Если, конечно, не путать с актером «сумеречного» Джексона Рэтбоуна или малолетнего дебютанта Ноа Рингера.

Финализирую. Очень, очень плохо. Шьямалан последние 5 лет уверенно катится по нисходящей, каждый его последующий фильм хуже предыдущего. Ладно бы режиссер оставался верен себе и гнул свою линию, снимая закрученные триллеры, но зачем он полез в жанр, где загадки отсутствуют как класс?

Деньги, друзья, совершают удивительные метаморфозы с самыми талантливыми кинодеятелями. Двойка, Шьямалан, садись.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: