Что плохого в фильме «Новолуние», или Зачем экранизируется макулатура?
Если после просмотра первой части «Сумерек» я не был уверен и некоторые сомнения копошились в моей душе, то «Новолуние» Криса Вайца, сменившего на этом ответственном посту Кэтрин Хардвик, расставило всё по своим местам. Я наконец-то смог для себя определиться с жанром этого опуса. Никакое, друзья, это не фэнтези и не драма, и даже не мистический триллер. Перед нами, как это ни прискорбно, полнометражное крупнобюджетное латиноамериканское «мыло». И никакие вампиры с оборотнями, разбросанные по сюжету щедрой рукой авторов, сей факт изменить принципиально не смогут.
…После событий «Сумерек» болезная и постоянно рефлексирующая девочка Белла твердо решила: «Я пойду в вампиры, пусть меня научат». Ради своей неземной любви к вечно нечёсаному Эдварду Каллену девочка даже согласна превратиться в бессмертного монстра и оставаться вечно молодой, вечно бледной. Что интересно, сам Эдвард эту идею фикс встретил в штыки. Официальная версия такова, что Эдвард страсть как любит Беллу, поэтому причинить ей боль, по определению, не может. Хотя, как по мне, паренек просто испугался серьезных отношений.
Отчаявшись объяснить Белле, что она дура, раз хочет вечных страданий и жажды крови, Эдвард, как настоящий мужик в подобной ситуации, притворяется равнодушным бревном и, глотая горькие слезы, навсегда покидает славный городок Форкс вместе со своими кровососущими родственниками. «Гипс снимают, клиент уезжает». Белла остается среди немилых ее сердцу человекообразных, поэтому днями и ночами сидит у окна и печалится во всю голову. Пока к ней на помощь не приходит другой ночной кошмар в виде соседа-оборотня.
Эдвард уехал, но оставил Белле наказ: «Будь умницей, сиди дома, не гуляй, пей теплый чай и жизнь наладится». Девочка, само собой, послушала и всё сделала наоборот. Когда этот «наоборот» случился, в воздухе внезапно материализовался призрак ее возлюбленного и сурово погрозил пальчиком. Белла фишку просекла и, дабы лицезреть ненаглядного в режиме нон-стоп, начала творить глупости и дикости: прыгать на заднее сиденье ко всяким маргинальным рожам, гонять, как полоумная, на байке и прыгать со скалы головой вниз.
Сосед-оборотень, он же мальчик-волк Джейкоб, само собой, тоже влюблен в Беллу. В этом заштатном Форксе других особей женского полу, видимо, нет, поэтому она нарасхват. Парнишку понять можно: Белла уже пообщалась с вампиром, а значит, его вервульфские проблемы ей будут не в диковинку. Так оно и случилось. Душевные метания об утраченной любви постепенно сходят на нет, на горизонте маячат новые отношения и… Никаких «и». Тут внезапно объявляется старая знакомая Элис и сообщает страдающей Белле о том, что ее возлюбленный решил покончить жизнь самоубийством.
Оборотень сразу идет лесом, главная героиня прыгает в машину и несется на всех парах спасать свою бледнолицую любовь. Убить вампира, по мнению Стефани Майер, может только другой вампир. Причем, не любой другой, а специальный вампироубийца Аро Волтури, роль которого в «Новолунии» досталась Майклу Шину. Волтури, увидав эти мексиканские страсти воочию, никого транклюкировать не стал. Узнав, что никто, в том числе и он сам, не может покопаться в мыслях у Беллы (ответ на сию загадку только мне очевиден?), верховный вампир приказывает девочку обратить и посмотреть чего получится. Радостный Эдвард, не теряя драгоценного времени, предлагает Белле свои услуги, а также руку и сердце. Занавес…
Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Мыши, то бишь, зрители, плакали и кололись, но продолжали жрать эту несусветную чушь, поданную в кинотеатры под соусом «эмо-готического романтизма». Два часа пережевывания соплей, меланхолии и подростковых любовных терзаний обеспечили своим создателям в лице писательницы Стефани Майер, сценаристки Мелиссы Розенберг, режиссера Криса Вайца и кинокомпании Summit Entertainment более 700 миллионов долларов мировых сборов. Эта цифра почти в два раза превышает сборы первой части, делая ситуацию поистине трагикомичной, учитывая жалкий рейтинг «Новолуния» на IMDb (4,5).
Хочется спросить, кто все эти люди, что упорно голосуют за «Новолуние» рублем, при этом прекрасно понимая, что на них тупо зарабатывают бабло? Кто эти несчастные, с упоением всматривающиеся в тусклые, болезные лица главных героев, искренне веря, что на экране происходит нечто волшебное? Волшебство состоит лишь в том, что Кристен Стюарт, Роберт Паттинсон и Тэйлор Лотнер получают за свое убогое лицедейство многомиллионные гонорары.
Перефразируя Глеба Жеглова — «Вампир должен лежать в земле!». В этом я полностью поддерживаю Стивена Кинга, который негативно отзывается о попытках Майер, Энн Райс и прочих «писательниц» романтизировать образ вампиров и заново переписать мифологию. Разве об этих «милых зверушках» повествует «Носферату» Фридриха Мурнау? Можно ли влюбиться в существа, с которыми отчаянно борются герои «Салемс Лота» Кинга? О каком романтизме или мелодраме может идти речь при виде кровожадного Дикона Фрост (Стивен Дорфф) из «Блэйда»?
Даже если принять ложную концепцию «Сумерек» как должное и закрыть глаза на желание Стефани Майер казаться безумно оригинальной, выдавая черное за белое и наоборот, то «Новолуние» никоим образом не может стать в этом движении флагманом. Ибо кино-то вышло поразительно тоскливое и тягомотное. Единственное, что создателям фильма удалось на твердую пятерку — это визуальная реализация оборотней в виде громадных волков. Плюс безупречная операторская работа Хавьера Агирресаробе. Всё! Ни достойных упоминания диалогов или сцен действия, ни примечательной актерской игры, ни неожиданных поворотов сюжета.
Феномен «Новолуния» (являющегося пока что самой успешной экранизацией книг Майер) и «сумеречной саги» в целом объяснить легко и просто. Это и расстраивает. Пока одни ищут формулу успеха, создавая изощренные сценарии («Начало»), невиданные миры («Аватар») и целые мифологические вселенные (Поттериана), другие тупо спаривают (вампиров с людьми, оборотней с людьми, всех и вся) и впаривают (нам). Остается только поражаться фантазии и словоблудию авторов «сумеречной тоски», старательно размазывающих на сотни страниц и километры кинопленки историю, не стоящую и выеденного яйца.
Финализирую. Несмотря на симпатичную картинку и неплохой саундтрэк, «Новолуние» представляется мне более слабым фильмом, чем даже бесцветные «Сумерки». Создатели сиквела, опираясь на маркетинговые выкладки, решили не заморачиваться привлечением более возрастной или мужской аудитории, сконцентрировав все свои усилия на максимальной «соплелизации» картины в угоду целевой аудитории, состоящей на 90 процентов из девочек и девушек не старше 20 лет. И, как показала практика, маркетинг — по-прежнему грозное оружие в умелых руках.
Чего маркетологи фильма не учли, так это того, что, раздев по пояс одного лишь Лотнера, они явно поскромничали. А ведь, повторив подобный фокус, допустим, с Эшли Грин, создатели могли рассчитывать и на миллиардные сборы. Недотумкали.