Кручу, верчу, обмануть хочу? Роберт Де Ниро в боевике «Ронин»
Загадочный заголовок фильма Джона Франкенхаймера смущает пытливый ум эрудита.
Но не спешите судить о конфетке по ее обертке, ибо, развернув ее, вы вряд ли будете удовлетворены полученным результатом.
Скорее всего, вы не сразу сообразите, о какой начинке идет речь. Затем вы запутаетесь окончательно, и кто-то впопыхах поспешит выплюнуть содержимое, решив, что ему подсунули некачественный товар. И будет прав и не прав одновременно.
Перед тем, как приступить к описанию сюжетных перипетий фильма, дам небольшую историческую справку. Ронин — бесхозный самурай в феодальной Японии. Когда самурай лишался хозяина, у него было два выхода — либо найти нового, либо организовать собственный бизнес, который зачастую заключался в грабежах и заказных убийствах. В народе ронинов почитали в формате «робин гудов», хотя миф и быль расходились меж собой по многим направлениям. И, да, формально к сюжету данной картины вся эта подоплека отношения не имеет. Но вносит элемент загадочности и таинственности, с которыми у авторов ленты явно случился перебор.
…Париж. На явочной квартире собирается несколько угрюмых товарищей, чей род деятельности написан на их хмурых и серьезных физиономиях. Подозрительный Сэм (Роберт Де Ниро), спокойный и рассудительный Винсент (Жан Рено), ботаник Грегор с темным прошлым (Стеллан Скарсгард), дерганный до невозможности Спэнс (Шон Бин) и невнятный, но толковый Ларри (Скипп Саддат). Председателем сего сборища является мадмуазель Дейдра (Наташа МакЭлхоун), чья манера вести собрание говорит, как минимум, о сексуальной неудовлетворенности, а как максимум, о серьезных психических расстройствах.
Собравшиеся видят друг дружку впервые, однако, будучи профессионалами, быстро находят общий язык. Их миссия, несмотря на множество недомолвок и прикидок со стороны заказчика, состоит в том, чтобы отобрать у некой группы лиц металлический чемодан с неизвестным содержимым. Объект этот пристегнут к руке лысого фраера, которого сопровождает несколько вооруженных до зубов телохранителей. Что нужно группе, чтобы быстро и эффективно помочь лысому расстаться со своим сокровищем? Быстрая «Ауди», гранатомет, несколько петард, побольше огнестрельного оружия, карта местности, а также удача, отвага и элементарная логика.
От нервного Спэнса избавились практически сразу. Оставшиеся члены группы разыграли ограбление как по нотам. Беда в том, что в команде поселилась крупная, наглая и очень хитрая крыса. Предатель обманул всех и улизнул с добычей, чтобы продать ее русским фигуристам (честное пионерское!). Чем крайне недовольны ирландцы, заказавшие весь этот цирк с конями. Сэм и Винсент тоже, в общем-то, не сильно счастливы, ведь теперь им не только не заплатят, но могут и подпортить шкуру. Поэтому им придется разыскать воришку. «Чем дальше в лес — тем толще партизаны», — гласит шутливая поговорка. Теперь каждый из героев ведет собственную игру, и дальнейшее развитие событий погружает зрителя в череду подстав, разоблачений и прочих хитросплетений…
Если уж вспоминать фольклор, то в моем детстве, когда мы с пацанами собирались погонять мяч, часто говорили: «Разбег на рубль, удар на копейку». Применительно к ленте Франкенхаймера эта фраза подходит как нельзя кстати. Даже несмотря на профессионализм режиссера и недюжинный талант лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Мэмета, автора лент «Неприкасаемые», «Гленгарри Глен Росс», «Плутовство» и «Ганнибал». Что-то не задалось с самого начала, поэтому все последующие попытки создателей фильма выровнять стремительно несущийся по скользкой колее сюжет успехом не увенчались.
Собственно, претензия одна, но здоровая. Авторы перемудрили. Переборщили с атмосферой всеобщего недоверия и конспирации. Причем настолько, что первую половину фильма основная масса зрителей, настроившаяся на легкое времяпрепровождение за просмотром боевичка, почувствует себя затянутой за угол и окученной пыльным мешком. Тревожно и то, что разобраться однозначно с целями и задачами главных героев сложно, так как все они являются людьми с темным, таинственным прошлым и весьма туманным настоящим.
Как бы там ни было, к середине фильма отдельные элементы пазла начинают складываться в более-менее осмысленное действо. По-прежнему неясна мотивация героев, поэтому, кто и кому в следующий момент всадит нож в спину, — тоже ни фига непонятно. В подобном полумраке догадок зрителя доведут до самого финала, в котором, по законам жанра, всё рассуют по полочкам, хорошим парням достанутся легкие ранения и тихая шпионская слава, плюс традиционная мораль о том, «что здесь вам не тут, вот такие мы сложные, до новых встреч».
Теперь о приятном. Если забыть про премудрости сценария, то в остальном лента получилась вполне приличная. Погони, перестрелки, напряженные диалоги, всё выполнено на высшем профессиональном уровне. И, хотя Франкенхаймер никогда звезд с неба не хватал и всегда считался режиссером среднего пошиба, подбирающим и раскручивающим сюжеты за более именитыми коллегами по цеху, в криминальном жанре он съел не одну собаку.
Очень помог авторам тот факт, что они угадали с актерами. Частично, но угадали. Великолепный Роберт Де Ниро, который уже давно «вещь в себе», является практически «знаком качества». Серьезный, деловитый, эрудированный и осторожный Сэм в его исполнении представляет угрозу для любого дилетанта, случайно попавшего в радиус его зрения. Чтобы поладить с таким типом, нужно быть полным пофигистом. И тут на арену выходит Винсент, которого сыграл Жан Рено. Рено в Голливуде любят своеобразно, приглашая на роли то плохих, то хороших французов. Роли, разумеется, второстепенные.
Шон Бин сыграл коротко, но ярко. Его персонаж одним своим видом и характером давал понять, что этот парень явно не умрет от старости. Вполне возможно, что именно сия партия помогла ему в дальнейшем попасть в обойму «Властелина колец», где Бину достался не менее раздражающий своим поведением типаж. Но лучше всех в «Ронине» выглядел не он, и даже не Де Ниро, а швед Стеллан Скарсгард. Вот уж кто действительно выложился на все сто, отрабатывая каждую копейку своего гонорара!
Финализирую. Авторам «Ронина» отчаянно хотелось повторить успех «Схватки» Майкла Манна. Однако не сложилось, не срослось. Впрочем, я здесь немного иду в разрез с общественным мнением, ибо на IMDb у фильма достаточно высокий рейтинг 7. 2.
И то верно, лента просто получилась не очень ровная, будто бы процессом съемок управляли несколько человек поочередно.
Или Франкенхаймер периодически приходил на площадку с дикой головной болью и предлагал актерам самим что-нибудь поиграть, пока он поспит.