Ковры ручной работы: уникальные секреты изготовления
Из чего сделаны ковры?
Три основных материала, использующихся в ковроткачестве - овечья шерсть, натуральные шелк и хлопок. В некоторых коврах встречается также козья и верблюжья шерсть. В подавляющем большинстве ковров ручной работы узлы и, соответственно, ворс - из овечьей шерсти. Отличительной особенностью овечьей шерсти являются мягкость, долговечность, относительно невысокая по сравнению с шелком цена, кроме того, она удобна в работе. Такой набор качеств делает овечью шерсть уникальным и незаменимым материалом для изготовления восточных ковров. Добавление к пряже козьей или верблюжьей шерсти может придать ковру дополнительный блеск, однако этим стараются не злоупотреблять: козья и верблюжья шерсть плохо прокрашивается. Наиболее высоким качеством отличается шерсть овец, пасущихся на высокогорных пастбищах. Высоко ценится шерсть из Ирана и высокогорного Кавказа. Отличную шерсть закупают также в Китае, Австралии и Новой Зеландии. Пряжа из шерсти может быть машинного и ручного прядения, последняя, естественно, на порядок дороже. В сфере восточных ковров укоренилось разделение между высокогорной и низменной шерстью. Например, овцы из Новой Зеландии считаются тонкорунными, из них получают "байковую" мериносовую шерсть. Ценность шерсти может зависеть от многих факторов например от времени стрижки (весенняя стрижка считается качественной) и т.д. Шелк с давних пор считается одним из самых ценных и почитаемых природных продуктов. Такие изделия отличаются особой элегантностью и подчеркнутым изяществом, они характеризуются специфическим шелковым глянцем и блеском. Шелк - самое дорогое из натуральных волокон и используется для создания ковров реже, чем шерсть. Шелк - это нить, из которой свит кокон тутового шелкопряда, насекомого, питающегося листьями тутового дерева (шелковицы). Родиной шелка считается Китай. Сейчас шелкопряда, помимо Поднебесной, разводят в Иране, Турции, Индии и некоторых республиках бывшего СССР. Наиболее качественный шелк получают в Китае, а так же в Иране в областях, прилегающих к южному берегу Каспийского моря. Хлопок обычно используется для создания основы ковра (хотя в шелковых коврах и основа нередко изготавливается из шелка). Узелки из хлопка практически не вяжут. Исключение составляют некоторые племенные ковры, где хлопок используется для подчеркивания контраста при изображении мелких деталей.
Какие используются красители?
Как известно, настоящие ковры ручной работы создают только из натуральной пряжи - шерсти, шелка и хлопка. А вот с красками все обстоит по-другому. Даже в странах с многовековой культурой ковроткачества все чаще синтетические красители применяют наравне с натуральными. Чаще всего пряжу для ковров красят именно "синтетикой". Иногда синтетические красители используются вместе с натуральными. Ковры, цвета и оттенки которым придают исключительно натуральные (природные) красители, встречаются реже, обычно это племенные ковры. Небольшой набор цветов дает создателю ковра даже основной материал, с которым он работает - овечья шерсть. В зависимости от масти овцы состриженная шерсть бывает белой, коричневой, желтовато-коричневой, желтой и серой - и иногда используется неокрашенной. Конечно, для богатой гаммы восточного ковра этого мало. До середины 19 столетия для окрашивания пряжи использовались исключительно натуральные красители. О них принято говорить "краски, подаренные природой", но, как минимум, в одном отношении это неверно. Натуральные красители никак нельзя считать подарком, они всегда стоили очень дорого, иногда - буквально на вес золота. Источниками красителей стали растения, минералы, и даже некоторые представители животного мира (точнее, насекомые). Растительные краски люди научились получать из листьев, плодов, коры и даже корней. Синий краситель индиго известен с глубокой древности, его добывали из листьев тропического растения индигоферы, а так же вайды (травянистое растение, сейчас используется как кормовое). Для получения желтой окраски пряжи использовались шафран, сафлор, сумах, куркума (пряность карри), ревень, фустик и даже луковая шелуха. Для окрашивания тканей и пряжи в красный цвет издревле использовались корни марены. Для той же цели применяли красное дерево и фернамбук. Придавать пряже черный и коричневый цвет помогают акация катеху, дубовая кора, шелуха желудей и грецкого ореха и чай. Старинный оранжевый краситель - хна. А вот для того, чтобы получить зеленый цвет, используют индиго вместе с различными типами желтых красителей. Ярко-красный кармин (кошениль), добывают из бескрылых самок кошенили - это насекомые, распространенные в Южной Европе и Мексике, а так же кермеса (кермесового червеца), обитающего в Средиземноморье. Кермес по большей части использовался до 16 столетия, затем его сменила более дешевая кошениль. Не менее часто используются и пигменты минеральных веществ - таких, как охра (желтый, коричневый, красный цвет), известь (белый), киноварь и сурик (красный), азурит и ляпис-лазурь (синий) и малахит (зеленый). Один и тот же природный краситель может дать разные оттенки в зависимости от пряжи, которую им красят, особенностей местной воды, и применяемых в процессе окраски дополнительных реагентов, в том числе закрепляющих. В качестве закрепителей используются лимонная кислота, каустическая сода и другие вещества - они предохраняют краску от вымывания, стирания, и делают ее долговечной. Опытные красильщики пользуются тем же приемом, что и художники, смешивающие краски на своей палитре - красители также смешивают, получая широкую гамму цветов и оттенков. Потребность в удобных в использовании красителях с широкой цветовой гаммой возникла у персидских ковроделов в середине 19 века. В этот период резко вырос экспорт восточных ковров в страны Запада и мастера в Персии (Иране) и других центрах ковроделия ближнего Востока постарались поспеть за спросом. Именно в этот момент на рынок поступили первые анилиновые красители. Однако у анилиновых красителей был существенный недостаток: хотя они были яркими и недорогими по сравнению с натуральными, они быстро выцветали под воздействием света и "плыли" от воды. В 1903 г Насер-ад-Дин, шах Персии из Каджарской династии запретил использование анилиновых красителей. Поэтому в начеле века синтетические краски при изготовлении персидских ковров не применялись - до того момента, как в промежутке между первой и второй мировыми войнами не были избретены хромовые красители. Эти красители отличаются высокой цветоустойчивостью (сохраняют цвет и яркость независимо от воздействия солнечного света и воды), и производятся во множестве вариантов цветов и оттенков. Сейчас для крашения пряжи, идущей на изготовление ковров, в подавляющем большинстве случаев используются хромовые красители. Покупая ковер ручной работы - неважно, использованы при его изготовлении натуральные или синтетические красители - можно быть уверенным, что со временем его стоимость вырастет. Даже ковры, при изготовлении которых использовались в конце 19 века анилиновые красители, ценятся сейчас очень дорого из-за их возраста. Существует расхожее мнение, что ковер, пряжа которого окрашена натуральными красителями, безусловно лучше ковра, при изготовлении которого использовались хромовые красители. Это мнение ошибочно. Во-первых, оба типа красителей часто применяются одновременно, а во-вторых, хромовые красители нередко оказываются более долговечными и стойкими, чем натуральные.
Как ткут ковры?
Техника плетения ковров за несколько веков практически не изменилась. В тканую основу по-прежнему вручную вплетается ворс, и каждая нить завязывается узелком. Опытная мастерица (по традиции изготовлением ковров занимаются женщины) за день может завязать от семи до 10 тысяч узелков, а на современных станках - до 14 тысяч узелков, затрачивая на каждый узелок не больше двух секунд. Скорость плетения зависит от сложности узора, тонкости работы и материала, из которого изготавливается ковёр. А качество ковра - от количества узелков на квадратный метр: чем их больше, тем плотнее, прочнее и дороже ковёр. После того как ковёр соткан, ворс стригут. Он может быть одинаковой высоты или выстрижен рельефно. Ковры бывают плетеными: в них пряжа внедрена в тканевую основу посредством плетения узелков, и при этом ковер имеет ворс. Мастера различают персидский, турецкий, тибетский, берберский и испанский виды узелка. Кроме этого ковры бывают тканые, представляют собой плоские текстильные изделия, из продольный и поперечных нитей. Такой ковер принципиально не имеет ворса. Самый распространенный тканевый ковер, известный нам - это палас. Есть еще валяные ковры или войлочные, они самые древние и достаточно редкие, но не потому что отличаются особой красотой, а потому что кочевые народы применяют их в качестве теплоизоляции юрт (подкладывают везде, где можно, чтобы не дуло). В Европе встретить подобное явление практически невозможно.
Источник: www.yzelok.ru